КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЁСИЯ

Карачаево-Черкесская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 14.3 тыс. км2. Нас. ок. 415 тыс. чел. (1989), в т. ч. карачаевцы — 31%, черкесы — 9,7%. Центр — Черкесск.

В 1989 на 1000чел. населения в возрасте 18 лет и старше приходилось 775 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 641 чел.). В отраслях экономики занято ок. 40 тыс. специалистов, в т. ч. св. 11 тыс. с высшим и св. 28,7 тыс. со ср. спец. образованием.

До 19 в. осн. уч. заведениями были мектебы и (с 18 в.) медресе. В 1843 для детей из состоятельных семей выделялись места в Ставропольской гимназии, где было введено изучение араб. и черкес, языков. В 60-х гг. 19 в. в Черкесии появились горские школы: окружные (3—4 года обучения) и уездные (3 года), к-рые находились в ведении рос. Мин-ва нар. просвещения. В 1878 в Карачае в с. Учку-лан была открыта первая школа-интернат. В 70-х гг. вначале в ногайских, затем в абазинских и карачаевских селениях стали открываться, как правило, на общинные средства аульные (гл. обр. од-ноклассные) школы. Для русских учащихся с 70-х гг. создавались станичные (в 1881—27) и после 1890 — церк.-приходские школы (в 1913 — 12). В центре края — станице Баталпашинской были открыты гимназии: мужская (1908) и женская (1910).

Со 2-й пол. 19 в. нек-рые учителя пытались внедрить нач. обучение детей коренного населения на родном языке: использовались адыгский букварь У. Берсея (1855) и кабард. буквари К. Атажукина (1865) и Л. Г. Лопатинского, карачаевский букварь Тебердичи Ислама (И. Ак-баева) (1916), абазинская азбука У. Ми-керова и др.

В 1914/15 уч. г. на терр. К.-Ч. насчитывалось 67 нач. школ (2,7 тыс. уч-ся), в т. ч. в аулах — 28 школ, мужская (среди уч-ся ок. 50 горцев) и женская гимназии, первое в крае проф. уч. заведение — ре-месл. отделение (1897) при Учкуланском уч-ще (Карачай). Действовали мусульм. уч. заведения. Грамотность коренного населения на рус. яз. составляла 1,7%, на арабском — 6%; среди женщин грамотность на рус. яз. была 0,12%, на арабском — ок. 3,3% (1897, перепись).

После установления сов. власти развернулась ликвидация неграмотности. К 1926 в Карачае действовало 68 лик-пунктов (св. 2,5 тыс. чел.), в Черкесии — 23 (св. 970 чел.).

В 1922/23 уч. г. работало 39 общеобразоват. школ 1-й ступени (св. 2 тыс. уч-ся), 2 школы 2-й ступени (св. 200 уч-ся), 2 проф.-тех. школы (350 уч-ся). С созданием карачаевской (1923), черкесской (1923), ногайской (1928), абазинской (1932) письменности (с 1928 на лат. гра-фич. основе; с 1936—38 на русской) стало возможным развитие сети нац. школ с преподаванием на родном языке. Учителей для них готовил (с 1923) Баталпа-шинский (с 1926 Карачаево-Черкесский) пед. техникум. В 1929 на его базе созданы Карачаевский (Микоян-Тахар) и Черкесский (Баталпашинск) пед. техникумы. В кон. 20-х гг. открылись первые ШКМ, школы повышенного типа. В сер. 20-х гг. в Москве, Ставрополе, Баталпашинске (ныне Черкесск) и др. стала издаваться уч. лит-ра. Авторами первых сов. шк. учебников были Тебердичи Ислам и У. Алиев (на карачаев. яз.), Т. Табулов (на черкес, и абазинском языках), А.-Х. Джанибеков (на ногайском яз.).

В 1-й пол. 30-х ir. вводился нач. всеобуч. В 1932/33уч. г. в Карачае действовало 85 школ 1-й ступени (13,9 тыс. уч-ся, 440 учителей), в Черкесии — 75 школ (9,3 тыс. уч-ся, 320 учителей). В неполных ср. школах (всего 37) училось 3,7 тыс. чел. В кон. 30-х гг. основаны первые ср. школы. Формировалась сеть дошк. учреждений: к 1936 в Карачае имелось 6 дет. садов и св. 40 дет. площадок (св. 2 тыс. чел.), в Черкесии — 9 дет. садов и 35 дет. площадок (2,5 тыс. чел.). В 1938/39 уч. г. открылись учительские ин-ты (созданы на базе нац. пед. техникумов). В школах к 1940 работало св. 1,8 тыс. учителей, в т. ч. ок. 800 — представители коренных народов. Уч. заведения значительно пострадали от фаш. захватчиков в 1941—42, однако уже с 1943 началось их восстановление. В 1943 в результате необоснованных репрессий карачаевцы были выселены из родных мест; закрыты их уч. заведения.

В Черкесской авт. обл. в 1950 реализован 7-летний всеобуч (вводился с 1944/45 уч. г.): всего в 187 школах Черкесии училось св. 21 тыс. чел. После воссоздания Карачаево-Черкесской авт. области (1957) восстановлены карачаевские школы. С нач. 60-х гг. преподавание на родном языке стало вестись только в нач. школе; со ср. ступени занятия шли на рус. языке, родной язык преподавался как уч. предмет; сократился выпуск уч. лит-ры на родных языках. К 1963 осуществлён 8-летний всеобуч; в 202 школах (в т. ч. 89 восьмилетних и 63 средних) было св. 70 тыс. уч-ся. В 1967/68 уч. г. всё шк. обучение переведено на рус. язык. В сер. 70-х — кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование. Недостаточный учёт местных условий в обучении, нехватка педагогов вели к слабой подготовленности Значит. части выпускников ср. школ для продолжения образования.

В 1992/93 уч. г. в 175 дошк. учреждениях воспитывалось 25 тыс. чел. (55,3% детей соответствующего возраста). Имеется св. 40 дет. садов, в к-рых воспитат. работа ведётся на родном языке уч-ся и организованы регулярные занятия по рус. языку. В 184 дневных общеобразоват. школах (21 нач., 31 неполной ср., 132 средних) насчитывалось св. 71 тыс. уч-ся; в 9 вечерних школах — св. 2 тыс. уч-ся. Действуют 2 вспомогат. школы, 1 дет. дом. В 169 школах, работающих по уч. планам рус. школ, открыты (с 1988) классы с изучением карачаевского (96 школ; 22,8 тыс. уч-ся), черкесского (26 школ; св. 5 тыс. уч-ся), абазинского, ногайского, греч. языков. Во 2-й пол. 80-х гг. начата разработка усовершенствованных планов и программ для преподавания гуманитарных предметов на родном языке учащихся.

В школах занято св. 5 тыс. учителей (82% с высш. образованием). Среди педагогов 46 засл. учителей школы РСФСР. Подготовку преподавателей математики, физики, истории, родного языка и лит-ры, рус. яз. и рус. лит-ры, рисования, черчения, физич. воспитания ведёт Карачаево-Черкесский пед. ин-т (осн. в 1957), учителей общеобразоват. предметов готовят для области также Ставропольский и Пятигорский пед. ин-ты. Метод. работу и повышение квалификации учителей осуществляет областной ИУУ (осн. в 1946). Имеются внешк. учреждения: 9 домов школьников, станции юных натуралистов, туристов, техников, 9 ДЮСШ. Действуют 8 ПТУ (5,5 тыс. уч-ся), 6 ср. спец. уч. заведений (5,3 тыс. уч-ся), в т. ч. пед. и мед. уч-ща в Черкесске. Кроме пед. ин-та, в 1974 открыт филиал Ставропольского политехн. ин-та. Всего в 2 вузах- св. 4 тыс. студентов. Уч. лит-ру выпускают отделение (с 1962) Ставропольского книжного изд-ва (ежегодно до 50 назв.), а также изд-во в Нальчике.

Лит.: Кубанский сб., т. 1, Екатеринодар, 1883; Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1, Ставрополь, 1967; Бекижев М., Формирование социалистич. интеллигенции у народов Сев. Кавказа, Черкесск, 1978; Арутюнов С. А., Смирнова Я. С., Сергеева Г. А., Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской авт. области, «Сов. этнография», 1990, М 2.

 

Просмотров: 663
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ГОРСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
  • ИНСТИТУТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь