ИСТОМИН

(кон. 40-х гг. 17 в., Курск, — не ранее 1718, Москва), один из первых Моск. , просветителей, поэт и переводчик, педагог. Сын курского подьячего. Образование получил в Москве, с кон. 1670-х гг. монах Чудова монастыря. С 1679 писец, затем чтец и справщик, в 1698—1701 начальник Печатного двора. Был личным секретарём патриархов (Иоакима, позже — Адриана). В сер. 1680-х гг. преподавал в Заиконоспас-ской школе Сильвестра Медведева, в 1712—16 — в новгородской школе митрополита Иова.

В поэтич. сочинениях 1680—90-х гг., выдвигая мысль о необходимости учреждения в России высш. уч. заведения, говорил о просвещении как о важнейшей гос. проблеме. Автор ряда уч. книг (предназначались для царских детей), отличавшихся новаторством и отразивших его пед. воззрения, близкие к нек-рым положениям Я. А. Коменского. Малый (лицевой) букварь составлен в 1692, напечатан в 1694 цельногравированным способом небольшим тиражом. Букварь был предназначен, очевидно, для обучения письму и совершенствования в чтении по оригинальной методике с использованием принципа наглядности. Каждой букве отведена страница, на ней — неск. начертаний буквы (в т. ч. принятых в рус., греч. и польск. письме), гравюры предметов, начинающихся на эту букву (с подписью), и нравоучительные стихотворения, включающие названия тех же предметов. Набор сюжетов разнообразен, много «диковин», к-рых дети не видели, но могли представить по картинке. «Большой» букварь 1696 (тираж 20 экз.) — учебник с традиц. структурой, близкой структуре букваря Симеона Полоцкого. В него включены стихи К. И., элементы грамматики, церк. тексты. «Полис» (1694; менее известен под назв. «Град царства небесного») — рукописное соч. в стихах с иллюстрациями, в к-ром К. И. даёт для детей сведения о разл. науках и говорит о пользе их изучения; вместе с двумя др. сочинениями — «Едем» и «Екклесиа» — предположительно, составляет триптих. Для назидания в правильном поведении К. И. частично переложил в стихах соч. Эразма Роттердамского (в пер. Епифания Славинецко-го) «Гражданство обычаев детских» (1696; усл. назв. «Домострой»). Выдвинуты доказательства (Р. К. Агаркова), что К. И. неправомерно приписывается авторство «Малой грамматики».

Соч.: Домострой, в кн.: Рус. силлабическая поэзия XVII — XVIII вв., [Д.], 1970; Букварь, составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 году в Москве. Факсимильное воспроизведение, предисл. В. И. Лукьяненко, М. А. Алексеевой, Л., 1981; Триптих «Едем», «Екклесиа», «Град царства небесного», в ст.: Богданов А. П., Памятник рус. педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы), в сб.: Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода, М., 1989; Книга любви знак в честен брак. Фак-сим. воспроизведение. Ст., транслитерирован, текст, археогр. коммент., словарь подгот. Л. И. Сазоновой, М., 1989.

Лит.: Браиловский С. Н., Один из «пестрых» XVII столетия, СПБ, 1902; Тарабрин И., Лицевой букварь Кариона Истомина, «Древности. Тр. Моск. археологич. об-ва», 1916, т. 25; Шемшурин А. А., О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина, ЧОИДР, 1917, кн. 1; Сазонова Л. И., Карион Истомин, ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 45—53.

О. Е. Кошелева.

 

Просмотров: 1104
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ»
  • БУКВАРЬ
  • БУКВАРЬ, азбука
  • ВОЛЬТЕР (VOLTAIRE), настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ (AROUET) (1694-1778)
  • ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694—1778)
  • ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари Аруэ (1694-1778)
  • Вольтер (1694-1778)
  • ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ
  • Гетчесон(FRANCIS HUTCHESON, 1694-1747)
  • Готовность детей к обучению в школе
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVII в
  • КАРИОН ИСТОМИН (конец 40-х гг. 17 в. - не ранее 1718)
  • Карион Истомин
  • Картезианство в XVII в.
  • Китеж-град
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ (др. назв. - неоклассика)
  • НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XVII в
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • Основы учения Декарта в контексте философских дискуссий XVII в.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Разговор один на один, тет-а-тет
  • Скептицизм XVI-XVII вв.
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • ТРИПТИХ
  • ТРИПТИХ
  • Триптих
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУСИ в XI-XVII вв.
  • Философия XVII-XVIII вв.: специфика, социокультурный контекст
  • ЭДЕМ, Едем, Эден



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь