|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ(Isidorus His-palensis) (ok. 560, Карфаген,— 4.4.636, Севилья), церк. деятель, ср.-век. энциклопедист. С 600 епископ Севильи. Был наставником и советником вестготских королей, имел высокий авторитет в полит. и культурной жизни вестготской Испании. Образованность И. С. поражала современников, в эпоху Возрождения гуманисты называли его последним филологом античности. Соч. И. С. наряду с произв. Боэция и Кассиодора составляли фундамент ср.-век. образования в Зап. Европе. И.С. стремился «легализировать» антич. образованность в рамках христ. культуры. Он считал познание одной из гл. целей человеческой жизни, призывал учеников всех себя отдавать учению, не оставаться праздными ни единого мгновения (соч. «Синонимы, или Стенания грешной души»). Особое место в ср.-век. культуре занимают «Этимологии, или Начала» И. С. (в 20 кн.) — всеобъемлющая энциклопедия зап.-европ. средневековья, ставшая образцом для мн. «сумм» — трудов обобщающего характера. «Этимологии» открываются изложением семи свободных искусств. «Матерью наук» И. С. считал грамматику. В «Этимологиях» в рамках позднеантич. шк. энциклопе-дич. традиций излагаются основы медицины, права, истории, космографии, географии, минералогии, химии, зоологии, агрономии, навигации, воен. иск-ва и т. д. Поиск «исходных начал слов» (этимологич. подход) позволил И. С. найти первооснову звания — истины, к-рая добыта с помощью разума. Создание «Этимологии» преследовало широкие просветительные цели: И. С. стремился обобщить всё доступное в ту эпоху знание и методы его интерпретации, построить в условиях усиливавшейся варваризации общества своеобразную модель культуры и обучения. В Севилье им была собрана богатая б-ка, где имелись соч. антич. и христ. авторов, множество схолий — шк. руководств и учебников, оказавших влияние на методы работы И. С. Под его руководством работала мастерская по переписке книг и велось обучение этому иск-ву. Просветительская деятельность И. С. способствовала сохранению антич. знания для последующих поколений и складыванию ср.-век. типа образования и культуры в Зап. Европе. С о ч.: Patrologiae cursus completus, ser. latina, v. 81—84, P., 1862—78; в рус. пер.— ПОтрывки из соч.], в кн.: Памятники ср.-век. лат. лит-ры IV — IX вв., М., 1970. Лит.: Уколова В. И., Первый ср.-век. энциклопедист, ВИ, 1983, № 6; е ё же, Исидор Севильский как деятель культуры раннего средневековья, в кн.: Проблемы исп. истории, М., 1984; её же, Античное наследие и культура раннего средневековья М., 1989; Fontaine J., Isidore de Seville et la culture classique dans lEspagne Wisigothi-Que, v. 1 — 2, P., 1959; Diesner H.-J., Jsidor von Sevilla und das westgotische Spanien, B., 1977. В. И. Уколова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|