ИЕШИВА

(ешива, ешибот, иешибот, иврит, йешива — сидение, заседание), высшая школа изучения евр. религ. права (галахи), центр традиц. евр. учёности. Готовит раввинов, судей, учителей евр. традиции, теологов. Слушателями И. (бахурим) являются совершеннолетние мужчины (согласно галахе, совершеннолетие наступает по достижении 13-летнего возраста), осн. контингент составляет неженатая молодёжь от 15 до 25 лет. Только в 80-х гг. 20 в. в Израиле стали создаваться И. для девушек. Срок обучения в разных И. от 3 до 7 лет. Традиц. И. управлялась главой (рош-йешива), к-рому помогали «контролёры» (машгихим), следившие за прилежанием и организацией быта бахурим. И. располагалась обычно в молельном доме, бет-мидраше, где жили бахурим. Обучение было бесплатным, преподаватели получали жалованье из общинных средств, а бахурим поочерёдно столовались у разных членов общины («тег-эсн», на яз. идиш — ежедневное кормление). Содержание И. почиталась евреями за выполнение религ. заповеди (мицвы). Традиц. И. не имела классной структуры, рош-йешива отвечал на вопросы, давал свои толкования гала-хич. правилам, вслух вместе с учениками читал отд. талмудич. и экзегетич. (разъясняющие смысл древних текстов) сочинения. Большинство совр. И. так или иначе реформированы, организованы по классам, программы включают не только галахические, но и др. дисциплины, напр., изучение Танаха (в христианстве именуемого Ветхим Заветом), евр. историю, грамматику иврита.

Первые И., очевидно, возникли ещё до разрушения Иерусалимского храма римлянами (70 н. э.). В античности и средневековье И. иногда выполняли законодат. и судебные функции. Гибель евр. государственности превратила И. в гл. центр нац. существования. Знаменитая И. в Явне (Ямнии, 1—2 вв. н. э.), возглавляемая раввчном Иохананом бен Заккаи, разработала нормы раввинистич. иудаизма, ставшие религ.-правовой основой жизни евреев в диаспоре. В существовавших на терр. Израиля И. в 1—3 вв. н. э. была составлена и кодифицирована Мишна — сборник галахич. и аггадич. (повествоват. характера ист. и религ.-мифологич.) сочинений, а в 3—7 вв. в «вавилонских» И. (академиях) Двуречья разработана Гемара — толкование Мишны. Эти книги составили Талмуд.

Благодаря содержательному своеобразию Талмуда, охватывавшего разл. области знания, учащиеся получали достаточно широкое образование. Ср.-век. И. Германии, Франции, Англии, Австрии, Польши ограничивали свою деятельность изучением Талмуда и талмудич. экзегетики. В И. Испании (до кон. 15 в.) и стран мусульм. Востока наряду с Талмудом изучали также каббалу. В И. достиг своего совершенства схоластич. метод толкования норм религ. права, пилпул, предполагавший одноврем. развитие логич. способностей и памяти.

В 15 в. возникли первые И. в Польше, Литве и на Украине. Нек-рые из них стали знаменитыми центрами образованности, привлекавшими учащихся со всего евр. мира: Воложинская и Мирская И. в Белоруссии, Телыпевская И. в Литве, Лю-бавичская И. (совр. Смоленская обл.) и др. В нач. 20 в. в России возникли первые реформир. И., в к-рых допускалось изучение новых языков, нек-рых светских предметов. Распространение И. в Америке (США и Канаде) связано с эмиграцией ашкеназских евреев из России и Австро-Венгрии в кон. 19 — нач. 20 вв.

В 20 в. И. сохраняются гл. обр. в Израиле и Сев. Америке. В США кроме ортодоксальных И. существует Универ-ситет-И. (Yeshiva University, осн. в 1886), где наряду с галахой и иудаикой изучаются также математика, естеств. и обществ. науки. В совр. Израиле И. продолжают оставаться осн. формой высш. религ. образования и ин-том подготовки раввината.

В СССР И. были повсеместно закрыты в нач. 20-х гг. Впервые после революции И. без права рукоположения (смихи) была открыта при Моск. хоральной синагоге в 1957. В нач. 90-х гг. число И. стало увеличиваться: в Москве действует И. при ф-те иудайки Академии мировых цивилизаций, восстановлена хасидская И., создана И. под эгидой движения Агу-дат — Исраэль. Открываются И. в Санкт-Петербурге, Харькове, Днепропетровске, Кишинёве и др. городах.

Лит.: Марек П. С., Очерки по исто-ртш просвещения евреев в России, М., 1909; Gudemann M., Das judische Unter-richtswesen wahrend der spanisch-arabischen Periode, W., 1873; его же, Geschichte des Erziehungswesens und der Cultur der abendlandischen Juden wahrend des Mittelalters und der neueren Zeit, Bd 1—3, W., 1880—88.

M. А. Членов.

 

Просмотров: 584
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВСЕОБЩНОСТЬ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ДИАЛЕКТИКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ВЗРОСЛЫХ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ИЕШИВА (ешива, ешибот, иешибот; иврит. Йешива - сидение, заседание)
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • Культурные нормы: стили общения в разных культурах
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • Мирская аскеза и формирование нового естественного права
  • НЕОТЪЕМЛЕМОСТЬ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШЕВЕЛЕНИЯ ПЛОДА
  • ПЕРВЫЕ УМОПОСТИГАЕМЫЕ
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
  • Первые греческие мудрецы-философы
  • Первые признаки шевеления плода
  • Правоприменение (применение норм права)
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Ресурсный центр профильного обучения (предпрофильной подготовки)
  • СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ И ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ
  • ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
  • Философия: первые шаги
  • ЭТНОГРАФИЯ в России (СССР)
  • метод запоминаемых членов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь