ФОМА АКВИНСКИЙ

, Фома Аквинат (Thomas Aquinas). (1225 или 1226, замок Роккасекка, близ Акуино, Юж Италия, - 73 1274, монастырь Фоссану-ова, Юж Италия), ср. -век философ и теолог С 1244 монах-доминиканец Учился в Неаполитанском ун-те (1239- 1244), затем у нем ученого и философа Альберта Великого в Парижском (1245- 1248). и Кельнском (1248—52). ун-тах С 1257 доктор теологии Парижского ун-та Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе В 1323 причислен к лику святых католич. церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».

Ф А написал ок 40 книг, в основных монументальных трудах «Сумма теологии» («Summa theologica»). и «Сумма против язычников» («Summa contra gentiles»). дал систематизиров филос. обобщение ср. -век теологии, явившееся основой ортодоксальной схоластики Филос. система Ф А канонизировала учение Аристотеля, соединив его с христ. понятием Бога и отчасти учитывая рациона-листич воззрения Ибн Сины (Авиценны), Ибн Рушда (Аверроэса).

Основу филос. -теологич. представлений Ф А составляет положение об объективной реальности бытия и возможности познания мира человеком, способным к восприятию истины с помощью чувств и абстрактного мышления Естеств. законы мироздания отражают, в представлении Ф А, высшую, универсальную истину, божеств разум, сам по себе недоступный для рационального осмысления Ф А признавал сосуществование в человеческом сознании двух типов интеллекта, пассивного, усваивающего опыт, и активного, являющегося источником познания Активный интеллект, перерабатывающий и развивающий эмпирич знание, может способствовать постижению истины, в то же время быть причиной ложных представлений вследствие несовершенства человеческой природы или неадекватного восприятия Следуя этич учению Аристотеля, Ф А утверждал, что сущность человека составляет его бессмертная душа, поэтому смысл человеческого существования заключается в ее активности, т с в мышлении и стремлении к познанию мира, приближающих к «первоначальным» принципам бытия В то же время Ф А считал, что конечный человеческий разум не способен познать трансцендентного Бога Высшее познание дается через благодатный дар, «свет через свет» Активный интеллект высвечивает сущность вещи, но нужно, чтобы освещающий свет.н. образ познания слились воедино Гл. условие жизни человека - наличие морального закона, данного в божеств откровении и поддерживаемого верой Наделенный свободной волей человек находится в состоянии морального выбора, определяющего его духовный путь Особое значение Ф А придавал совести как акту оценки человеческих деяний в аспекте их отношения к добру и злу.

В филос. системе Ф А сложился новый подход к образованию и воспитанию, к-рый нашел отражение в трактате «Об учителе» («De magistre», назван вслед за одноименным соч Св Августина). Ф А рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это, в соответствии с утвердившейся христ. доктриной, божеств функция Основы знания (аксиомы, исходные понятия). присутствуют в сознании изначально Разум движется от этих общих понятий к конкретному знанию, что и составляет процесс обучения Ф А выделил две осн.формы обучения «через открытие», когда человек самостоятельно познает естеств. законы, и «через наставление», тес помощью посредника, открывающего путь к знанию В отличие от традиционного в патристике представления о том, что осознание истины происходит через божеств «озарение», Ф А отводил решающую роль универсальным принципам познания - логич. постулатам, благодаря к-рым знание может передаваться и развиваться Вслед за Августином особое значение в распространении знания Ф А отводил языку, т к слова-знаки, по его мнению, имеют непосредств связь с содержанием понятия Учитель призван передать истину, полученную им в результате умственной деятельности и через опыт, а также помочь воспитаннику в овладении методами познания Подчеркивая ограниченность познават возможностей человека, Ф А утверждал, что стремление постигнуть вечные законы бытия и созерцание «высшего добра» (Summum bonum). беспредельны, они всегда будут гл. нравств. целью человеческого развития.

Признание Ф А необходимости познания мира с помощью логич. законов, утверждение авторитета образованного человека, учителя и его важной роли в духовном становлении личности во многом определило направление зап.-европ педагогики средневековья, содержание и принципы преподавания в формировавшихся образоват. институтах (см также Логика).

Просмотров: 1561
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Бонавентура. Мистический путь познания
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Живое общение через двух переводчиков
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО
  • Знание через интроспекцию
  • Знание через непосредственное знакомство
  • Знание через описание
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Обучение через открытие
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ, или Определение через род и видовое отличие
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—74)
  • ФОМА АКВИНСКИЙ (THOMAS AQUINAS) (1225, 1226-1274)
  • Фома Аквинский | THOMAS AQUINAS (1225-1274)
  • ФОМА АКВИНСКИЙ, Фома Аквинат (1225 или 1226- 1274)
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь