ЧУВАШИЯ

Чувашская Республика, входит в Рос Федерацию Пл 18,3 тыс. км2 Нас ев 1,3 млн чел (1994), в т.ч. чуваши - 67,8%, русские - 26,7% Столица - Чебоксары

На 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше в 1994 приходилось 856 чел с высшим и ср. (полным и неполным). образованием В отраслях экономики занято 169 тыс. специалистов, в т.ч. ев 64 тыс. с высшим и ев 104 тыс. со ср. спец. образованием.

Становление самобытной чуваш культуры проходило в условиях господства (с 14 в.). Золотой Орды На терр Казанского ханства, где жили чуваши, действовали мусульм уч заведения, гл. обр. миссионерского типа После присоединения Ср. Поволжья к Моек гос-ву (1552). при православных монастырях и храмах создавались христ. школы грамоты, призванные обучать и чувашей, о деятельности этих школ в 17 в почти ничего неизвестно

В 18 в попытки начать обучение чуваш детей связаны с деятельностью новокрещенских школ (1740—73). В интересах активизации христ. просветит деятельности митрополит. Казанский и Свияжский Вениамин (В Г Пуцек-Гри-горович). составил первую грамматику чуваш яз (изд в 1764).

В кон 18 в открылись малые нар. уч-ща в Чебоксарах (1789), Ядрине (1791). и др. После учреждения МНП открылись приходские уч-ща в г. Шихазаны (1819), с Буртасы (1870). и др. С 1840 для детей гос. крестьян создавались уч-ща Мин-ва гос. имуществ (к 60-м гг 19 в их насчитывалось ок 80, в каждом от 5 до 30 учащихся). Обучение в школах шло на рус яз и не пользовалось поддержкой чуваш населения Представители рус интеллигенции пытались решить проблему обучения чувашей на родном языке Еще в 1836 В II Вишневский издал «Начертание правил чуваш языка и словарь, составленный для духовных уч-щ», ок 30 лет остававшееся единств уч. книгой для чувашей Вариант чуваш письменности с использованием рус графики предложил инспектор чуваш школ Казанского уч округа H И Золотницкий, автор первых чуваш букваря (1866). и книги для чтения и счета (1867). Распространению обучения чувашей способствовала деятельность просветителя С M Михайлова, писателя и этнографа В Г Магницкого В 60-х гг сеть школ значит. ельно расширилась открылись земские нач уч-ща (с 1864). и миссионерские школы Братства святителя Гурия (осн.в 1867).

После утверждения «Правил об образовании инородцев» (1870). для обучения чувашей стала использоваться система H И Илеминского Его учеником и последователем был И Я Яковлев, преемник Золотницкого на посту инспектора чуваш школ Яковлев усовершенствовал чуваш письменность и разработал организац и пед. основы двуязычной рус -чуваш нач школы с увеличенным сроком обучения (до 4 лет). Т о, обще-рос система образования стала более доступной чувашам Основанная в 1868 Яковлевым чуваш школа в Симбирске стала центром подготовки учителей (1890), ев 1 тыс. ее выпускников (в т.ч. ок 400 женщин). трудились в школах чуваш селений

В нач 20 в в Ч работали жен гимназии в Чебоксарах и Цивильске (обе с 1910), Ядринске (1911), Ядринское реальное уч-ще (1908), Чебоксарская земская кузнечно-слесарная уч мастерская (с 1898). и др. нач проф. уч заведения, а также Шихранская учительская семинария (1914). В 1914/15 уч г. насчитывалось 463 уч заведения разл типов (29,9 тыс. учащихся), большинство школ было начальными Охват детей школами не превышал 30% Грамотность населения по переписи 1897 среди мужчин - 18%, среди женщин - 4%

С установлением сов власти развернулась ликвидация неграмотности Уже в 1919/20 уч г. работало 1,2 тыс. ликпун-ктов Было создано отделение об-ва «До лой неграмотностьь (в 1924 - ев 200 ячеек). К 1926 грамотность населения составила ев 54% (массовая неграмотность ликвидирована в нач 50-х гг).

Сеть сов общеобразоват. школ формировалась в трудных условиях голода, охватившего мн районы Поволжья в нач 20-х гг Св 50 тыс. детей из Чуваш АО (образована в 1920). были приняты на воспитание и обучение в др. регионы Центр России Стабильная шк. сеть сложилась гл. обр. уже в Чуваш АССР. (образована в 1925). число школ I ступени составило к 1927 ев 830 (ок 60 тыс. учащихся), школ II ступени - ев 30 (в т.ч. чуваш 8-летних - 22). Действовали также ШКМ, дет. дома, появились первые дет. сады (5 в 1927). Подготовка учителей велась на курсах и в пед. техникумах Регулярным (после 1922). стало издание сов учебников для нач школы по чуваш яз (первые подготовлены при участии H И Ванеркке, А Т Трофимова, В Г Егорова и др.), по рус яз (И С Кирпичникова, M Я Сироткина и др.), выпускались также уч книги для посленачального обучения Появилась пед. периодика на чуваш яз (журн «Нар. просвещение», 1926—33). К кон 20-х гг охват обучением детей шк. возраста превысил 56%

В 1930 введено всеобщее нач обучение Действовало ев 1 тыс. общеобразоват. школ (96 тыс. учащихся), к сер 30-х гг школы охватывали всех детей соответствующего возраста В 1930 в Чебоксарах открыт Чуваш пед. ин-т (с 1958 носит имя Яковлева), с 1934 при нем работал учительский ин-т, расширялась сеть пед. техникумов (6 - в кон 1930-х гг). В 1930 открыт Волжский филиал Моек энергетич ин-та, в 1931 - с -х ин-т

В 1949 введен 7-летний всеобуч Работало 550 нач, 428 семилетних, 92 ср. школы (всего 205,4 тыс. учащихся). До 1960 уч -воспитат. процесс в неполной ср. школе осуществлялся на чуваш яз с обя-зат изучением русского (со 2-го кл). и иностр. (с 5-го кл). языков С 1960/61 уч г. с 5-го кл. все предметы, кроме чуваш яз, во всех классах стали изучаться на рус яз, родной язык широко использовался при объяснениях нового материала по нек-рым уч предметам В 1967 основан ун-т (на базе филиала МЭИ).

В нач 60-х гг завершен переход к 8-летнему всеобучу В 1963/64 уч г. имелось 860 общеобразоват. школ (229,8 тыс. учащихся). В 1970—80-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи В 80-х гг возникли новые для республики типы образоват. учреждений школа-детсад, школа с углубленным изучением предметов, школа со специа-лизиров классами

С сер 80-х гг начался переход к изуче нию чуваш учащимися курса неполной ср. школы на родном языке Этот процесс активизировался в Чуваш республике (провозглашена в 1992). В ходе реформ принят Закон Чуваш республики об образовании (1993), соответствующий федеральному В базовой и полной ср. школе введены новые уч предметы и курсы история культуры Чувашии, чуваш слово, экология, введение в экономику С 1992 реализуется гос. программа развития нац. системы образования, составная часть обновления рос школы

В 1995 насчитывалось ев 660 дет. садов и яслей (ев 71 тыс. воспитанников). В них занято ев 7,8 тыс. пед. работников Наряду с русским языками общения и воспитания выступают чувашский (ев 280 учреждений, ев 1,7 тыс. детей), татарский (8 учреждений, около 400 детей).

В 1995 работало ев 720 дневных общеобразоват. школ 188 базовых (18,5 тыс. учащихся), 430 полных средних (ок 195 тыс. учащихся), 85 начальных (ок 2 тыс. учащихся), среди них - 474 чувашских, ев 220 русских, 19 татарских, 4 мордовских Действовало 14 гимназий, в т.ч. чуваш национальная (1991). чувашско-немецкая (1993), 10 лицеев, в т.ч. чуваш нац. им Г Лебедева (1992). чувашско-турецкий (1993). На чуваш яз получали общее образование ев 33 тыс. учащихся, на тат яз - ок 2 тыс. Работало 15 вечерних школ и уч -консультац пун ктов, охватывающих 3,5 тыс. учащихся Среди внешк. учреждений - 29 домов дет. творчества 15 ДЮСШ 9 станций юннатов, 8 школ иск-в В школах было занято ок 16 тыс. педагогов, в т.ч. ок 84% с высш. образованием В разработке содержания образования участвуют специалисты учреждений Нац. академии наук и иск-в (осн.в 1992), Чуваш респ ин-та образования (ведет историю от ИУУ, осн.в 1938), вузов и др. Проф. образование дают 33 ПТУ (ев 17 тыс. учащихся), в т.ч. 27 средних В ПТУ продолжается изучение родного языка и литры, истории и культуры Чувашии Ср. спец. образование можно получить в уч. заведениях (20 тыс. учащихся), среди них 2 высших проф. уч-ща, 4 проф. колледжа В 3 вузах (ун-те, пед. и с -х ин тах). занималось ок 17 тыс. студентов В вузах занято 1,5 тыс. преподавателей, в т.ч. ев 90 докторов и ев 730 канд наук Подготовку учителей и воспитателей ведут пед. ин-т, а также 4 пед. уч-ща

Для педагогов издается журн «Народная школа» (о 1992, на чуваш и рус языках). Среди дет. периодики на чуваш яз -журн «Силсунат» («Пегас», с 1977, ведет историю с 1929), «Путене» («Пере-пелочка», с 1992), «Тетте» («Игрушка», с 1994), газ «Танташ» («Ровесник», с 1956, ранее выходила в 1931—41).

Просмотров: 599
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДОКЛАД учащихся
  • ДОКЛАД учащихся
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Самоуправление учащихся
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь