БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.

В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет своё значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.

Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.

Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учётом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определённое структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определённого, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачётных форм контроля.

Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создаёт возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.

Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.

В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задаётся в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.

 

Просмотров: 1651
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Государственные требования в области общего образования
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Игнорирование базового уровня
  • КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ)
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РАЗНОСТОРОННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
  • Ресурсный центр профильного обучения (предпрофильной подготовки)
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система общего образования
  • ТЕСТ БАЗОВОГО УРОВНЯ
  • УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ, ТЕСТ
  • Уровни усвоения содержания образования
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • оценка профессиональной подготовки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь