Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
АДЛЕР Альфред(7.2.1870, Beet, — 28.3.1937, Абердин), австр. врач и психолог, создатель системы индивидусиюй психологии. C 1929 проф. психологии Колумбийского ун-та (Нью-Йорк). В начале деятельности А. — последователь 3. Фрейда, но в 1912 заявил об отходе от психоанализа. Отрицая биологизм Фрейда, А. наделяет личность социальными побуждениями. Центральным в концепции А. является принцип компенсации. Согласно А., осн. фактором развития личности следует считать наличие конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порождённым им стремлением к превосходству. Последнее проявляется уже в первые 4—5 лет жизни ребёнка в виде «цели победы», к-рая направляет его помыслы и действия, создаёт определённый — «стиль жизни», обеспечивает равновесие личности. Стремление человека к преодолению чувства неполноценности приводит к разл. видам компенсации (напр., стеснительные подростки порой совершают, по их мнению, мужественные, а по существу неадекватные действия). Соответственно гл. задача воспитания состоит — в нейтрализации чувства неполноценности за счёт направления его компенсации в полезное для общества русло и укрепления «социального чувства». При неправильном пед. воздействии чувство неполноценности может перерасти в невроз. Взгляд на неврозы, их генетич. корни и способы их лечения А. неправомерно распространил на всю психич. жизнь людей. Идеи А. в дальнейшем разрабатывались представителями неофрейдизма и получили широкое распространение в педагогике Зап. Европы и CIIIA. Соч.: Uber den nervosen Charakter, Munch., 1922; Individualpsychologie in der Schule, Lpz., 1929; Praxis und Theorie der Individualpsychologie, Munch. 1930; The individual psychology, в сб.: Theories of Sensonality, ed. by G. Lindzey, C. S. Hall,. Y., [1965]; Kindererziehung, Fr./M., 1976; в рус. пер. — Индивидуально-психол. лечение неврозов, М., 1913. Лит.: Зейгарник Б. В., Теории личности в заруб. психологии, М., 1982; Выготский Л. С., Дефект и компенсация, Собр. соч., т. 5, М., 1983; W а у L., A. Adler. An introduction to bis psychology, [L., 1956]; Jacob у HA. Adlers Individualpsychologie und dialektische Charakterkunde, Fr./M. 1989.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|