|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.
Структурализм- "направление в зарубежной (прежде всего франц.) антропологии, к которому принято также относить тартуско-московскую школу, разрабатывавшее проблемы структурного анализа в различных областях наук о человеке". Структурализм использует структурные методы, почерпнутые из структурной лингвистики и литературоведения: "построение структурных грамматических и синтаксических моделей для естественных языков и структурный анализ лексического и синтаксического материала поэзии, сказки, малой прозы как средство выявления инвариантных структур языковой деятельности. [Инвариантный - неизменный в сущности, несмотря на формальные преобразования]. Структурализм расширил поле применения структурного анализа, распространив его на социокультурные проблемы".Структурализм базируется на следующих положениях: "представлении о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов и о культурном творчестве как символотворчестве; представлении о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды, как природной, так и культурной; представлении о культурной динамике как следствии постоянной верификации человеком представлении об окружающем мире и изменении в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики, но не самих структур [верификация - проверка теории опытным путём; комбинаторика (здесь) - соединение, перестановка, сочетание элементов]; представлении о возможности выявления и научного познания этих структур путём сравнительного анализа знаковых систем и культурных текстов".[12] Рассматривая структурный метод К.Леви-Строса, отечественный исследователь А.Б.Островский характеризует школу этнологического структурализма следующим образом: "Структуральная антропология как методическое направление в изучении социокультурных явлений так называемых "примитивных", то есть традиционных, обществ опирается на следующие принципы, в совокупности составляющие метод: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве своих внутренних и внешних связей 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3) исследование явления производится непременно с учетом его инвариативности - в рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила его трансформация. Конечный результат исследования - моделирование "структуры", то есть предполагаемого алгоритма, который определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления ( инвариантные связи элементов и отношений между ними), так и виртуальным переходам от одного варианта к другому".[13] [Синхронный - одновременный, рассматриваемый в "мгновенном временном срезе"; антоним - диахронный - рассматриваемый во временной протяженности. Семиотика - наука о знаках. Виртуальный - возможный, появляющийся при определенных условиях. Алгоритм - однозначная пошаговая инструкция по решению конкретной задачи из какого-либо класса задач данного определенного типа]. А.Б.Островский указывает на некоторую неточность в переводе термина "структурная антропология" с французского языка. С его точки зрения учение Леви-Строса следовало бы называть "структуральная антропология": "Определение "структурные" относится к структурной организации конкретного явления или же конкретного его варианта, а определение "структуральные" - суть присущие культуре способы, модели перехода от одного к другому варианту того же явления".[14] Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|