|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.
Родовое общество- форма социальности, при которой родовые отношения в основном совпадают с производственными. Родовое общество появилось в период перехода от древнего палеолита к позднему палеолиту первоначально в форме материнской родовой общины, сменившей праобщину (первобытное стадо). По мнению В.П.Алексеева и А.И.Першица,[4] возникновение новой общественной организации в виде материнского рода в период верхнего палеолита определялось следующими основными обстоятельствами: 1) Развитие производительных сил сделало возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов, сменивших аморфную праобщину с её неустойчивой структурой. С другой стороны, трудовая деятельность как деятельность знаковая требовала преемственности в использовании орудий и навыков труда. 2) Осознание общности интересов в форме родства при низком уровне развития общества являлось основой для упрочения социальных связей. 3) Наиболее стабильной частью социумов времен палеолита были женщины, "игравшие исключительную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства". 4) "При нестабильности гаремных семей и при неупорядоченности полового общения, а, следовательно, неопределённости отцовства, отношения родства должны были начать осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. строиться по материнской женской линии. В силу всего этого упорядоченной формой организации общества, которая в конце концов сменила праобщину, был коллектив сородичей, связанный общим происхождением по материнской линии, т.е. материнский род". Авторы не разделяют принятую некоторыми антропологами точку зрения на то, что материнский и отцовский роды зарождались параллельно. Первенство материнского рода доказывается известным этнографии множеством фактов перехода от материнского счёта родства к отцовскому и отсутствием обратного перехода. "В подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода, обратная же картина никогда не наблюдалась".В пользу первенства материнского рода свидетельствуют данные приматологии о социальных группировках вокруг матери в стадах высших обезьян, "из чего следует, что представления о материнском родстве должны были намного опережать представления о родстве отцовском. Другое дело, что у ряда наиболее отсталых племён материнский счёт родства вследствие ряда причин очень рано сменился отцовским; это особый сложный вопрос, который не следует смешивать с вопросом о первоначальной форме рода". Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|