|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.
ВЫСОТА ГОЛОСАслуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Между частотой звука и его В. существует сложное соотношение. Не случайно единицей измерения частоты является герц (1 колебание в секунду = 1 Гц), а единицей измерения В. — мел. Кроме того, различение высоты зависит от натренированности слуха и природных данных. Так, слух настройщика улавливает изменение частоты порядка 0,2%. В то же время для некоторых слушателей и 20-процентное различие в частотах незаметно. Интонирование речи обусловлено прежде всего модуляциями голоса по высоте, своего рода мелодическим рисунком. Умение точно воспринять мелодику речи, т. е. уловить на слух все высотные изменения голоса, — одно из необходимых условий эффективного педагогического общения. Не менее важно научиться управлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры позволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы высотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций. В. г. определяется частотой колебаний голосовых складок (числом смыканий и размыканий в секунду). Причем эта частота прямо пропорциональна упругости (степени напряжения) голосовых складок и обратно пропорциональна их массе и длине. Так как масса и длина голосовых складок у женщин и детей меньше, чем у мужчин, то женские и детские голоса звучат в целом выше мужских. В пределах одного регистра голос становится все более высоким за счет увеличения воздушного давления в легких и трахее и за счет большей мышечной работы самой гортани. Из этого следует, что пользование наиболее высоким участком диапазона требует больших энергетических затрат, что не всегда может обеспечить организм говорящего. В результате, если голосовой аппарат недостаточно тренирован, возникает риск сорвать голос. Важно отметить, что все характеристики голоса: и В., и громкость, и тембр — тесно взаимодействуют. Так, громкость растет с В. г. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Например, говорят: Он повысил голос или: Собеседники говорили на повышенных тонах, при этом вовсе не имея в виду В. г., а лишь степень его слышимости, т. е. громкость. Лит.: Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977; Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физиологическую акустику.— М., 1984; Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. — М., 1986. А. А. Князьков Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|