ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ

использование одного и того же коммуникативно-речевого приема (лигвистического средства) для осуществления различных коммуникативных намерений. С различными намерениями говорящий может использовать, например, риторический вопрос (отрицательные и положительные эмоциональные оценки, привлечение внимания, выражение иронии, сарказма и пр.), обычную вопросительную конструкцию (для «настоящего» вопроса; «Зачем ты это сделал?» и для выражения упрека или (и) осуждения). В различных культурах традиции речевого поведения не всегда совпадают, и возникающая при межкультурных контактах П. о. приводит к нарушению понимания. Так, в специальной литературе описан следующий пример: муж-японец был приведен в ярость тем, что в ответ на его фразу Зачем ты это сделала? его жена-немка стала подробно объяснять мотивы своего поступка; в японской традиции супружеского общения это воспринимается как попытка жены найти себе оправдание, что недопустимо: женщина в такой ситуации должна сохранять молчание, демонстрируя покорность и раскаяние. В общении взрослых и детей отмечены сходные нарушения понимания, основанные на П. о.: например, подростки могут весьма нервно реагировать на фразы типа надень шапку, не забудь свитер и пр. Для родителей такие высказывания — варажение заботы, а для ребенка — проявление чрезмерной опеки, желания властвовать, напоминание о несамостоятельности, посягательство на независимость. Непонимание может носить и намеренный характер. Так, если мать произносит: Чьи это носки на столе? (высказывание по форме вопросительное, хотя прагматическое его значение иное — это выражение упрека и требование убрать вещь), то ответом может быть фраза вроде Ну, мои, не сопровождающаяся требуемым действием. В этом случае имитируется нарушение понимания: высказывание матери интерпретируется в соответствии с его формой — как вопрос, требующий ответа, а не как требование, побуждающее к действию. Лит.: Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. — L., 1975; Tannen D. Conversational Style. — New Jersey, 1988. А. К. Михальская

Просмотров: 759
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • ВОПРОС и ОТВЕТ
  • ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕСКРИПТИВНОЕ, Высказывание описательное
  • ВЫСКАЗЫВАНИЕ, АКТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  • Зачем? и почему?
  • Изменение стиля речевого общения
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
  • НОРМАТИВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, или: Деонтическое высказывание
  • Нарушения правил речевого этикета
  • Нарушенного речевого общения восстановление. Направление Ю. Б. Некрасовой
  • Непринужденность речевого поведения
  • ОПИСАНИЕ, описательное высказывание, дескриптивное высказывание
  • ОТНОШЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОПЕКИ
  • Ответ вопросом на вопрос
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Постановка симптома под вопрос (критика нарушения)
  • Психические нарушения при различных заболеваниях крови
  • Психические нарушения при различных эндокринных заболеваниях
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (ВОПРОШАНИЕ)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Риторический вопрос
  • СТЕРЕОТИП РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Слушание ответа на заданный вами вопрос
  • Способ речевого поведения
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Стереотип речевого поведения
  • Толерантность речевого поведения
  • Уход от ответа на вопрос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь