|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ— форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. З.о. включает самостоятельное прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзаменов. Система З.о. формируется на основе специально созданных методических центров - заочных школ, курсов, заочных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Эти центры организуют разработку учебно-методической литературы, осуществляют текущий контроль за учебной деятельностью заочников, ведут приём экзаменов. В дореволюционной России единственной формой З.о., признанной государством, был экстернат. Первыми методическими центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (осн. в 1893) при Обществе распространения технических знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при Комитете педагогического музея военно-учебных заведений (С.-Петербург), которые рассылали желающим учебно-методическую литературу, организовывали консультации и лекции. Московские программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов. В начале 20-х гг. открылись многочисленные заочные курсы (позднее отделения) при вузах: 2-м МГУ, Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Механическом институте им. М.В. Ломоносова и др. В 1929 коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы З.о. Были созданы специализированные центры подготовки кадров без отрыва от производства: Ленинградский индустриальный институт (1929, ныне Северо-Западный заочный технический университет) и в Москве - Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (1930), Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1930, ныне Всероссийский заочный финансово-экономический институт), Всесоюзный индустриальный институт (1932). Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 "О высшем заочном образовании" была установлена курсовая система обучения с обязательной очной сдачей экзаменов и зачётов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для З.о. Студентам-заочникам предоставлялись дополнительные отпуска. Согласно Положению СНК СССР о заочной аспирантуре (1939) З.о. распространилось на подготовку научных и научно-педагогических кадров. В 1940/41 учебном году в СССР действовало 18 заочных институтов, при 383 вузах имелись заочные отделения. После Великой Отечественной войны были созданы областные и республиканские заочные средние школы, в начале 70-х гг. - районные. В 70-х гг. традиционное З.о. в школах стало заменяться очно-заочным с использованием сессионного режима (см.Вечерние школы). С 1-й половины 80-х гг. число заочников средних общеобразовательных школ уменьшается. Осн. сферой З.о. становится система высшего и среднего профессионального образования. В 2000 в Рос. Федерации насчитывалось 8 самостоятельных государственных заочных вузов и 463 заочных отделения при вузах. В государственных вузах по заочной форме обучалось 1278 тыс. чел., в негосударственных - 173 тыс. чел. (для сравнения - по дневной форме - 140 тыс. чел.). Имелось 14 самостоятельных заочных учреждений среднего профессионального образования. Всего обучалось по заочной форме в учреждениях среднего профессионального образования 459 тыс. чел. С 1981 разрешены сокращённые сроки обучения для заочников, имеющих стаж работы по избранной учебной специальности; для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам учебных дисциплин в течение 1 года; приём слушателей на подготовительные отделения с заочным обучением при вузах и техникумах. Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями учебные планы для З.о. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены. По заочной форме готовится значительная часть специалистов для сельского хозяйства, экономики, связи, а также (в высшей школе) учителей (ок. 40%) и юристов. З.о. не используется при подготовке специалистов для здравоохранения. Учебные планы и программы для заочников средних специальных и высших учебных заведений по своему содержанию в основном соответствуют планам и программам очной формы обучения. Выпускники получают диплом единого общегосударственного образца. Учебный процесс при З.о. в вузах и техникумах складывается из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Заочники выполняют курсовые и дипломные проекты (работы) и сдают государственные экзамены. При необходимости для студентов организуется производственная практика. Очные занятия (30-35% объёма учебного плана дневной формы обучения) проводятся гл.о. в период экзаменационно-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год в самом учебном заведении или в учебно-консультационных пунктах, филиалах и т.п.). Наибольшие трудности у студентов и педагогов вызывают установочные лекции в начале учебного года, когда в течение 5-6 дней заочникам предстоит освоить базовый объём знаний по 3-4 учебным предметам. Важную роль играет контроль знаний педагогом, в т.ч. проверка самостоятельности выполнения заочником заданий в течение учебного периода. С целью получения объективных данных используются многовариантные задания, краткие теоретические собеседования перед выполнением практических и проверочных работ и другие виды контроля, определяемые учёными советами и кафедрами вузов, педсоветами училищ и техникумов. Ежегодно издаются методические указания и контрольные задания по общенаучным и общетехническим предметам. Организуются общеобразовательные передачи по радио и телевидению, создаются аудиовизуальные пособия. Методическая и воспитательная работа с заочниками осуществляется с учётом их профессиональной подготовки. Сокращение пути от получения знаний учащимися до их применения на практике способствует более глубокому усвоению учебного материала. Предприятия и учреждения обязаны оказывать своим работникам, получающим образование без отрыва от производства, содействие в создании благоприятных условий для обучения. Научную и методическую работу в области З.о. вели до середины 80-х гг. гл.о. НИИ образования взрослых АПН СССР (Ленинград), НИИ высшего образования (Москва). В 1988 созданы учебно-методические центры по группам специальностей З.о. на базе вузов: МГЗПИ (с 1992 Московский открытый педагогический институт), ВЗПИ (ныне - Московский открытый государственный университет). На З.о. в государственные и муниципальные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования принимаются в порядке конкурсного отбора лица, имеющие законченное общее среднее образование, а в техникумы и училища - неполное общее среднее образование. В первую очередь по итогам вступительных экзаменов зачисляются лица, работающие по профилю учебного заведения. На некоторые специальности приём в заочные вузы осуществляется только из числа лиц, работающих по профилю или имеющих соответствующее среднее специальное образование. Льготы для заочников. В Рос. Федерации учащимся заочных общеобразовательных школ устанавливается сокращённая на 1 день или соответствующее число часов рабочая неделя. Всего в течение года заочники могут иметь (кроме отпуска, общевыходных и праздничных дней) по 36 свободных от работы дней в расчёте на 6-дневную рабочую неделю. За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50% средней заработной платы по осн. месту работы, но не ниже установленного минимума. Учащимся, по условиям работы не имеющим возможности регулярно пользоваться льготными днями, разрешено предоставление таких дней в суммированном виде в межсезонный период или в период наименьшей занятости на производстве. В течение учебного года руководители предприятий и организаций по своему усмотрению могут представлять заочникам дополнительно 1-2 свободных дня в неделю без сохранения заработной платы. Для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск: в 12-м классе - 20 рабочих дней, в 9-м - 8 рабочих дней с сохранением заработной платы; для сдачи переводных экзаменов - от 4 до 6 дней с сохранением заработной платы (за счёт сокращения общего числа предусмотренных льготных дней). Для сдачи вступительных экзаменов в заочные вузы предоставляется дополнительный отпуск в 15 календарных дней, в заочные техникумы и училища - 10 календарных дней, не считая времени проезда до места нахождения учебного заведения. Успешно обучающимся ежегодно предоставляется учебный отпуск: на 1-м и 2-м курсах - 30, на 3-м и последующих - 40 календарных дней; на период сдачи государственных экзаменов - 30 календарных дней, для подготовки и защиты дипломных работ (проектов) в вузах - 4 мес, в техникумах и других специальных учебных заведениях - 2 мес. За время всех учебных отпусков сохраняется средний заработок. Раз в год заочникам по месту работы оплачивается 50% стоимости проезда до места нахождения учебного заведения и обратно. Студентам и учащимся последних курсов в течение 10 мес перед началом выполнения дипломных проектов или перед государственными экзаменами предоставляется один свободный день в неделю (или соответствующее количество часов) с выплатой за этот день 50% среднего заработка, но не ниже установленного минимума. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 93-94) См. также Образование взрослых, Вечерние школы, Вечернее обучение, Формы получения образования Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|