|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ— В отечественной истории педагогики термином "В.о." принято обозначать (с конца 19 в.) развившуюся во 2-й половине 19 - начале 20 вв. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных вопросов населения. Учреждения В.о. (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. Отдельные учреждения для образования взрослых эпизодически возникали ещё в 1-й половине 19 в. (воскресные школы при предприятиях, публичные библиотеки и др.) и быстро распространились на рубеже 50-60-х гг. в условиях демократического подъёма, вызванного отменой крепостного права. По инициативе передовой интеллигенции, гл.о. студенческой молодёжи, возникло движение за создание воскресных школ, увеличилось число публичных библиотек, появились народные читальни, начали проводиться народные чтения, создавались комитеты и общества грамотности, другие общественные организации. В.о. поддерживали Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф и др. Однако в связи с опасностью распространения социалистических идей в 1862 воскресные школы, библиотеки, читальни и народные чтения были запрещены.В начале 70-х гг. наиболее подходящей формой работы были признаны народные чтения. Согласно официальным правилам (1876-1901), в народные аудитории допускались книги, одобренные Учёным комитетом МНП, чтения проводились с личного разрешения попечителя учебного округа и губернатора; надзор возлагался на директоров народных училищ. С 1888 разрешалось священникам устраивать народные чтения в уездных городах и сельской местности. С 1894 права проводить народные чтения добились земства. С начала 1900-х гг. мн. ограничения на организацию народных чтений были сняты. Получили распространение бесплатные народные библиотеки и читальни, организуемые земствами и просветительскими обществами и частными лицами (Ф.Ф. Павленков, В.А. Морозова, П.И. Макушин). В 1890 Министерством внутренних дел были изданы временные правила (в 1905 отменены), согласно которым в народные библиотеки допускалось лишь 10% книг, имевшихся на книжном рынке. В конце 19 - начале 20 вв. Русское техническое общество создавало общеобразовательные и профессиональные вечерние курсы для рабочих (Смоленские курсы в Петербурге, 1883; Пречистинские рабочие курсы в Москве, 1897). В 1902 МНП утвердило правила, разрешавшие организовывать курсы только при министерских начальных, городских и промышленных училищах. Во 2-й половине 80-х гг. появились народные дома, ставшие центрами В.о. Создавались также попечительства о народной трезвости (субсидировались Министерством финансов), которые располагали своими учреждениями В.о. В 1902 создана Комиссия общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих, которая организовывала народные чтения и издавала литературу монархического и религиозного содержания. Под влиянием Революции 1905-07 был снят ряд ограничений. С 1905 создавались народные университеты, среди которых выделялся Шанявского университет. В 1905-07 возникла широкая сеть культурно-просветительских обществ и клубов для рабочих. Были созданы: общества народных университетов (1905), Петербургское общество библиотековедения, Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве (оба в 1907). В 1912-13 началась подготовка работников В.о. в Педагогической академии и в университете Шанявского. С 1914 организовывались летние курсы во мн. губерниях.После октября 1917 В.о. было включено в государственную систему народного образования и после организации Главполитпросвета (1920) развивалось в русле политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы. В 90-е гг. В.о. получило статус дополнительного образования взрослых, ориентированного гл.о. на повышение профессионального уровня специалистов. — особая сфера дополнительной образовательной деятельности, осуществляемая сетью внешкольных образовательных учреждений культурно-эстетического, естественно-научного, технического, спортивно-оздоровительного и других профилей в целях более полного удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей детей и подростков в духовном, интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, организации их свободного времени и отдыха. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) См. также Образование взрослых Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|