ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

— направление в педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной информацией. Концепция В.г. возникла в конце 60-х гг. 20 в. в США. В её основу легли положения о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нём, ведущей роли образа в восприятии, а также понимания необходимости специальной подготовки ребёнка в условиях роста информационной нагрузки. Понятие В.г. рассматривают как процесс коммуникации между объектом и субъектом восприятия, как взаимодействие элементов зрительного образа с субъектами восприятия и как умение субъекта адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы. В педагогических аспектах В.г. наиболее важна коммуникативная сторона процесса её формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа: точка, линия, размер, масштаб, движение. В России в начале 70-х гг. Ю.Н. Усов предложил рассматривать В.г. как основу постижения природы киноискусства, а процесс овладения аудиовизуальной грамотностью - как формирование навыков анализа и синтеза художественного звуко-зрительного образа.На 1-й Нац. конференции США по В.г. (1969) Дж. Дебс отнёс В.г. к числу способностей, которые человек может развить с помощью зрения одновременно с остальными чувствами и которые необходимы для нормального процесса становления личности. В процессе обучения у учащихся вырабатываются базовые визуальные умения: от формирования элементарных актов зрительного восприятия через восприятие актов движения и пространственного распределения предметов к развитию навыков восприятия и визуального выражения процесса и, наконец, к достижению понимания и умения реализовать аудиовизуальное выражение идеи, образа. Поэтому Дебс и его коллеги (центр В.г. при университете в г. Рочестер) считали, что В.г. должна стать школьным предметом, помогающим учащимся определить пути самовыражения. Необходимо учитывать, что человек 90% информации получает путём зрения, поэтому овладение В.г. приобретает важное значение уже в первые годы жизни ребёнка, когда формируется его интеллектуальный потенциал. На концепции В.г. оказали влияние работы американских психологов, которые зрительное восприятие рассматривали как чувственный опыт, приобретший смысл (подобную точку зрения высказывал ещё в 1925 Л.С. Выготский).

Просмотров: 824
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)
  • Гнозис зрительного восприятия
  • ДИСК ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА, СОСОК ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Компоненты здорового образа жизни
  • Критерии здорового образа жизни
  • метод исследования абсолютного порога зрительного ощущения с помощью кольца ландольта
  • НАЛОЖЕНИЕ ОБРАЗА, СОЗДАНИЕ ОБРАЗА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образа тела формирование
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как процесс
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Программа здорового образа жизни
  • Система зрительного восприятия движения «глаз—голова»
  • Система зрительного восприятия движения «изображение-сетчатка»
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь