УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

— раздел древнерусской письменности. Представлен дидактическими жанрами (11 - начало 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучительные беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У.л. носит название "Слово". Широкое распространение на Руси У.л. получила после принятия христианства (988). Воспитанию человека, живущего по моральным принципам, закреплённым текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов Церкви 4-8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. Извлечения из творений отцов Церкви, их "слов", поучений, бесед составили содержание ранних сборников У.л. Древнейшим дошедшим до нас образцом её можно считать "Изборник великого князя Святослава 1073 года", переведённый с греческого на древнеславянский язык в Болгарии при царе Симеоне (конец 9 - начало 10 вв.). На славянской почве возник нравственно-дидактический "Изборник 1076 года", посвящённый решению вопроса "как христианам жить". В нём помещено "Слово некоего отца к сыну", побуждающее к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание и наказание от отца к сыну" в "Домострое". Популярным на Руси сборником был "Златоструй", включавший "слова" и поучения Иоанна Златоуста (в т.ч. приписываемые ему) и "слова" других отцов Церкви. В 11-14 вв. на Руси формировались сборники т.н. уставных чтений, в которые входили поучения, полемические и торжественные "слова", в т.ч. "Пчела". Широко распространённым был "Измарагд" (изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и нескольких редакциях. Например, 2-я редакция книги, предназначенная для домашнего чтения, наряду со "словами" отцов Церкви включала произведения древнерусских писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также практические советы по бережному отношению к книге. Отдельное "слово" в сборнике посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека. С 11 в. произведения У.л. создавали епископ Новгородский Лука Жидята, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий - автор 11 дидактических произведений, и др. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произведениях Климент Смолятич (середина 12 в.). События 13 в., связанные с монголо-татарским нашествием, отразил в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский. Свой вклад в окончательное падение монголо-татарского ига внёс Вассиан Рыло, архиепископ Ростовский, направивший своё знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III, в котором побуждал князя к активным действиям. В 15 в. расширился круг переводной У.л., куда входит полный перевод философско-дидактических творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника и др. Большую работу по собиранию "святых книг, которые в Русской земле обретаются", предпринял митрополит Макарий, по инициативе которого в 30-40-х гг. 16 в. были созданы "Великие Четьи-Минеи", а также сборник "Златоструй" (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церковной литературы 16 в.). С середины 17 в. У.л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях. Печатались новые переводы творений отцов Церкви. Епифаний Славинецкий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских") и его современник Симеон Полоцкий были создателями мн. учительных и торжественных "слов" и ориентировались на западноевропейские традиции, проникавшие в Россию. В них развиваются барочные идеи ("жизнь есть сон", "помни о смерти"), использованы образы античной мифологии, поставлены философские проблемы и пр. Барочные традиции получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Приверженцем греческой, византийской традиции, противостоявшей латинской образованности, был Епифаний Чудовский, произведения которого отличает простота изложения. В своих произведениях он обращает внимание на положение нищих, обездоленных, призывает людей к милосердию, состраданию. Важную роль в развитии У.л. на рубеже 17-18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своём творчестве русскую православную культурную традицию с западноевропейской учёностью. Частью его литературного наследия стали проповеди, в которых он осуждал невежество и пьянство, прославлял просветительскую деятельность Петра Великого. Гл. его труд - "Минеи-Четьи" (1684-1705), основу которых составили "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, дополненные из западноевропейских источников. С учительными целями были написаны также драмы "Рождественская" и "Успенская" (см.Школьный театр). В начале 18 в. У.л. приобрела новые качества гражданской политической речи, что проявилось в творчестве Феофана Прокоповича и отчасти Стефана Яворского. .21,6(2)312

Просмотров: 982
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • »О ЦЕРКВИ»
  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • ВОСКРЕШЕНИЕ ПРЕДКОВ (ОТЦОВ)
  • Восточные православные церкви
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Догмат о Церкви
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ
  • КАППАДОКИЙЦЫ (великие каппадокийцы, три светила церкви из Каппадокии)
  • МИНЕИ ЧЕТЬИ, четьи мине
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • Отлучение от церкви
  • Отцы церкви
  • Протестантские церкви
  • Реформатские церкви
  • СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • Традиции и новаторство в творчестве на телевидении
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Христианские церкви
  • Церкви Христа
  • ЧЕТЬИ МИНЕИ
  • Черные церкви
  • Четьи Минеи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь