Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ТЕМПЕРАМЕНТ



ТЕМПЕРАМЕНТ

(лат. temperamentum - соразмерность)— закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Тип Т. зависит от врождённых анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Выделяются три ведущих компонента Т., относящиеся к сферам общей активности личности, её моторики и эмоциональности. Наибольшее значение в структуре Т. имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность личности. Сущность этого компонента - в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом её отношений и мотивов. Осн. компоненты Т. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений Т. Основу для разработки научной теории Т. создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре типичные комбинации: 1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий Т. сангвиника (от лат. sanguis - кровь); 2. сильный, уравновешенный, инертный - Т. флегматика (от греч. flegma - слизь); 3. сильный, неуравновешенный - Т. холерика (от греч. chol - желчь); 4. слабый - Т. меланхолика ( от греч.melas - черный, chol - желчь). Для сангвинического Т. характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях оборачивается отсутствием сосредоточенности, а иногда и поверхностностью. Для холерического Т. характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю. Т. флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. В случае недостаточных воспитательных воздействий у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций и пр. Т.о., в зависимости от условий формирования личности, каждый тип Т. может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Задача воспитателя заключается в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребёнком добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому Т. положительных качеств, а с другой - ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребёнка. Вместе с тем воспитателю следует отличать Т. от характера. Т. имеет отношение лишь к динамической стороне психической деятельности, но не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды и т.п.), не определяет её ценность.

Просмотров: 814
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни.
  • ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Динамичность нервной системы
  • Инертный тип нервной системы
  • Лабильность нервной системы
  • Подвижность нервной системы
  • Подвижный тип нервной системы
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СЛАБОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СПОКОЙНЫЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ (БЕЗУДЕРЖНЫЙ)
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ МА ЛОПОДВИЖНЫЙ (ИНЕРТНЫЙ)
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛЬНЫЙ УРАВНОВЕШЕННЫЙ ПО ДВИЖНЫЙ (ЖИВОЙ)
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СЛАБЫЙ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНИЙ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
  • Тип нервной системы
  • Типы нервной системы
  • УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Электростимуляция нервной системы
  • Электротравма нервной системы
  • динамичность нервной системы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь