СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ

— в лексикографии самостоятельный тип словарей; выделяются обучающей направленностью и используются как одно из средств обучения. Учебный характер их проявляется в составе словника, отборе, размещении, способах подачи и интерпретации лингвистической информации, языке изложения материала, объёме, оформлении. С.у. выполняют 3 функции: учебную, справочную и систематизирующую. Им также свойственны функции, характерные для словарей всех типов: информативная и нормативная. Некоторые лексикографы считают, что С.у. появились раньше общих словарей, по мнению других - учебная лексикография выделилась в самостоятельную отрасль в 70-80-х гг. 20 в. С.у. различаются по адресатам и количеству языков. Они предназначаются для носителей родного языка, для изучающих неродной язык (например, словари русского языка для чувашских, татарских и других школ), в т.ч. иностранный (например, словари русского языка для учащихся английских школ). Потребителями С.у. могут быть и дошкольники (например, различного типа картинные словари). По количеству разрабатываемых языков С.у. делятся на одно-, двух- и многоязычные. С.у. дифференцируются по единицам описания, относящимся к различным уровням языка - фонетическому (фонологическому), морфемному, словообразовательному, лексическому, фразеологическому, морфологическому, синтаксическому. Объектом С.у. могут быть звуки, сочетания звуков, ударение, грамматические формы и т.д. По способу размещения описываемых лингвистических единиц С.у. делятся на алфавитные, обратные, гнездовые. Современная русская учебная лексикография развивается в двух направлениях. С одной стороны, создаются разнообразные аспектные С.у., с другой - наметилась тенденция к созданию комплексных словарей, тяготеющих к словарям универсального типа. Целесообразность создания С.у. второго типа обусловлена ролью преподавателя в учебном процессе, конечная цель которого - научить учащихся свободно говорить и писать грамотно по-русски - достигается ежедневной работой над словом. С начала 90-х гг. ведётся работа над созданием комплексных словарей русского языка для нерусских, в основе которых коммуникативная ценность слова. Первый опыт создания такого словаря - "Словарь-справочник по русскому языку" А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова (ок. 26000 слов; 1996). Он близок к универсальному словарю и объединяет в одном фактически 14 словарей: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, словообразовательный, фразеологический, сочетаемости, тематический, лексико-семантических групп.

Просмотров: 864
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • ВАРИАНТ ЯЗЫКА (РАЗНОВИДНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • ВИТАЛЬНОСТЬ ЯЗЫКА (ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЯЗЫКА)
  • Вариант языка (Разновидность языка)
  • Влияние родного языка на чужой
  • КРЕОЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА (НАТИВИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Кодировка русского языка в компьютерных программах и в Интернете
  • Креолизация языка (Нативизация языка)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
  • НОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА (НОРМАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА)
  • Научное описание языка через другой язык
  • Национальные варианты русского языка
  • Нормирование языка (Нормализация языка)
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
  • Общественные функции языка
  • Расширение функций языка (Функциональное развитие языка)
  • СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ
  • Тайноречная функция второго или родного языка
  • УНИФИКАЦИЯ ЯЗЫКА (ЯЗЫКОВ
  • Унификация языка (языков)
  • ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
  • ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
  • Фактический статус языка (Действительный статус языка, Функциональный статус языка)
  • Функции языка
  • Функции языка
  • ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
  • Этносимволические функции литературного языка (Символические функции языка)
  • Этносоциальные функции языка (Этнические функции языка)
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребления языка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь