ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

— вид профессионального образования, его начальная ступень. Система П.-т.о. выполняет функции воспроизводства рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развития научно-технического прогресса. Осн. цель П.-т.о. - подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых, и конкурентоспособных рабочих и специалистов. П.-т.о. строится на взаимосвязи общего и профессионального образования. Система П.-т.о. включает заведения разных типов (профессиональные училища, лицеи, центры, технические школы и др.) и профилей (машино-строительные, химические, сельскохозяйственные, сферы услуг и др.), курсовую сеть на предприятиях и фирмах для мобильной и краткосрочной подготовки кадров и повышения квалификации. Содержание П.-т.о. определяется образовательными стандартами (см.Стандарты образовательные), реализуемыми в образовательных программах и учебных планах. В учебном процессе осуществляется производственное обучение. У учащихся формируются умения и навыки, необходимые для овладения будущей профессией. Организационные формы обучения: урок, лабораторно-практические и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и др. Обучение осуществляется под руководством мастера производственного обучения. Преподавателей и мастеров для П.-т.о. готовят индустриально- педагогические учебные заведения. В учебных заведениях П.-т.о. работают выпускники вузов и средних специальных учебных заведений. В России учебные заведения (в т.ч. Горнозаводские училища и школы), дававшие профессиональную подготовку, появились в начале 18 в. при крупных казённых и некоторых частных заводах. В начале 19 в. сложилось 3 типа учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища (последние давали наиболее глубокую общеобразовательную подготовку). Предпринимались попытки подготовки учащихся к практической деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. В учебный план некоторых училищ вводились специальные предметы. Формировалось реальное направление в общем образовании. Во 2-й половине 19 в. создавалась сеть отраслевых училищ (железнодорожные, механические, речные, сельскохозяйственные и др.). Активное участие в развитии П.-т.о. стали принимать общественные организации и, прежде всего, Русское техническое общество. В 1884 учёными и педагогами (В.К. Делла-Вос, И.А. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский и др.) разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России", в котором сформулированы осн. направления развития П.-т.о. В 1888 утверждены "Основные положения о промышленных училищах", появились уставы учебных заведений, учебные планы, программы, учебники, методические разработки. Началась подготовка педагогических кадров для системы П.-т.о. В 1918 введено обязательное обучение работающих подростков 15-17 лет. На базе ремесленных школ создавалась сеть курсов, школ и клубов для профессиональной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждён Главпрофобр. С 1921 школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) позволили организовать производственное обучение подростков. Начал формироваться новый тип профессиональной школы, ориентированный на политехническое образование. В 1940-58 получила развитие система трудовых резервов (см.Трудовые резервы). Были введены 3 типа учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В конце 40-х - начале 50-х гг. были созданы горнопромышленные, строительные училища и школы, училища механизации сельского хозяйства. В 1954 для окончивших полную среднюю образовательную школу были образованы технические училища. В 1969 возникли средние профессионально-технические училища и технические училища на базе среднего 8-летнего и среднего общего образования. В 1984 все учебные заведения П.-т.о. были объединены в единый тип - средние профессионально-технические училища. С конца 90-х гг. с развитием рыночных отношений и появлением негосударственного сектора экономики осуществляется переход от унитарной системы П.-т.о. к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений. Возникли новые типы учебных заведений: технические колледжи, лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др. В условиях конкуренции и изменения рынка труда значительно усиливаются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе П.-т.о. См. также История образования в России, Профессиональное образование, Среднее образование, Среднее профессиональное образование, Стандарты образовательные

Просмотров: 1191
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Выпуск из учебных заведений
  • ВЫПУСК ИЗ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ГОРНОЗАВОДСКИЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ
  • ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА
  • КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
  • КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ)
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ)
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
  • РАБОТНИКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА
  • РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА
  • СПРАВОЧНИК УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ТУ)
  • УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА в России
  • ХУДОЖЕСТВЕННО - РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь