ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

— формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П.в. определяется характером и политикой государства. П.в. тесно связано с гражданским воспитанием. Эти направления воспитания имеют мн. общего, но П.в. в большей степени ориентировано на осознание восприятия юридических законов и правовых норм и обязанностей. Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989) (см. Дети). Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, гл.о., опосредованно, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки правопослушного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности. Термин "П.в." появился в 20 в., но всегда право считалось важным элементом воспитания. Роль закона в воспитании подчёркивал ещё Аристотель. В России проблема преподавания и изучения государственных законов возникла с утверждением просвещённого абсолютизма. В 19 в. П.в. уделялось большое внимание в демократических кругах (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции). Традиции преподавания права в России основывались на официальном подходе "государственной" школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние на П.в. оказала школа "естественного права" (С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). В начале 20 в. во мн. гимназиях и школах России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После 1917 именно Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии, где проводилась мысль о большом значении П.в. П.Ф. Каптерев, К.Н. Корнилов, Н.Н. Иорданский считали необходимым воспитание у детей чувства законности. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и А.С. Макаренко в своей практической деятельности знакомили учащихся с вопросами правосознания. Однако длительный период П.в. сводилось фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. Психолого-педагогические исследования, проводимые с 70-х гг. в области П.в. (Д.С. Яковлева и др.), показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что осн. задачи П.в. - давать представление о правовых нормах и стимулировать деятельность учащихся в этом направлении, способствуя накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершённых детьми и подростками. П.в. должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычки выполнять правовые предписания. В педагогической практике 90-х гг. наиболее перспективной является идея интегративного подхода к формированию правового сознания как через создание специальных курсов ("Граждановедение", "Человекознание" и др.), так и в процессе изучения общеобразовательных курсов истории, литературы, экономики и других дисциплин.

Просмотров: 1229
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Борьба за права человека
  • Выбор дисциплин для изучения
  • Выбор курсов для изучения
  • ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • Естественные права человека
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • Мирская аскеза и формирование нового естественного права
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Права женщин в системе прав человека
  • ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека
  • Права человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • Права человека и гражданина (естественные)
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Теория государства и права
  • ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь