|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ— научные учреждения (институты - НИИ, центры, кафедры высших педагогических учебных заведений), осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования по проблемам педагогики. П.н.-и.о. обобщают и распространяют прогрессивный педагогический опыт, занимаются подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров, создают учебную и методическую литературу, оказывают научно-методическую помощь органам образования. В России первыми научно-исследовательскими учреждениями в области педагогики стали Педагогический музей военно-учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в С.-Петербурге (в 1918 на его базе создан Центральный педагогический музей) и Педагогическая академия (1907-15) в С.-Петербурге (Петрограде). В 1919-21 образованы центральные научные институты: физкультурно-педагогический, естественно-педагогический, гуманитарно-педагогический, музейно-экскурсионный и НИИ - детского чтения, клубной работы, ритмического воспитания и др. На базе этих институтов созданы НИИ: в Москве - методов школьной работы и методов внешкольной работы (оба - 1923-31) и Ленинграде - Государственный институт научной педагогики (1924-39). Крупным научным учреждением был НИИ педагогики при 2-м МГУ (1926-31). В 1931 в результате реорганизации были образованы Институт марксистской педагогики (на базе НИИ методов школьной педагогики; до 1937), Центральный НИИ политехнического труда (с 1937 ЦНИИ средней школы), НИИ педагогики национальностей (1932-37), Программно-методический институт, НИИ планирования и организации народного образования; НИИ детской литературы и детского чтения. Три последних института объединились в 1933 в Центральный НИИ педагогики, в 1937 создан Центральный НИИ начальной школы. В 1938-43 московские научные педагогические институты объединились в Государственный НИИ школ. В 1943 создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР, в которую первоначально вошли 4 НИИ - теории и истории педагогики, методов обучения (с 1944 НИИ общего и политехнического образования), психологии (1944, на базе Института психологии, осн. в 1942 при Московском университете), дефектологии (1944, на базе Института дефектологии, осн. в 1920), затем ещё 7 НИИ - возрастной физиологии и физического воспитания (осн. в 1944 как Институт школьной гигиены), художественного воспитания (1947), национальных школ (1949), дошкольного воспитания, производственного обучения (оба в 1960), вечерних (сменных) и средних школ (1960, Ленинград), школьного оборудования и технических средств обучения (1965). В 1966 образована Академия педагогических наук СССР, в которую вошли 15 институтов (12 из них образованы на базе институтов АПН РСФСР). Были также созданы научно-исследовательские организации: в Казани - НИИ профессионально-технической педагогики (1976), в Москве - НИИ управления и экономики народного образования (1985), в Новосибирске - Институт информатики и вычислительной техники (1986). Функционировали при Министерстве просвещения РСФСР (60-е - начало 90-х гг.) - республиканский НИИ школ и НИИ национальных школ; при Министерстве просвещения Дагестанской АССР - Институт школ (1944), а также НИИ проблем высшей школы Министерства высшего и среднего образования СССР (1974), Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию (1963, Ленинград). В 1991 создана Российская академия образования (РАО), куда вошли институты АПН СССР. В состав РАО (2002) входят: Институт теории образования и педагогики, Институт педагогических инноваций, Институт управления образованием, Психологический институт, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт коррекционной педагогики, Государственный НИИ семьи и воспитания, Институт художественного образования, Институт педагогики социальной работы, Институт общего среднего образования, Сибирский институт образовательных технологий (Новосибирск), Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера (Томск), Институт среднего профессионального образования (Казань), Институт профессионально-технического образования (С.-Петербург), Институт образования взрослых (С.-Петербург), Институт информатизации образования. Научно-исследовательская работа ведётся также в исследовательских центрах и региональных отделениях РАО, учреждениях системы Министерства образования РФ и др. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|