ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936)

— физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, академик Петербургской АН (с 1907) и академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Профессор (с 1890) Военно-медицинской академии, в 1896-1924 зав. кафедрой физиологии. С 1925 директор Института физиологии АН СССР. Развивая идеи И.М. Сеченова, П. создал в начале 20 в. принципиально новое учение о высшей нервной деятельности, отличавшееся от концепций других авторов строго причинным объяснением механизмов и закономерностей поведения живых существ. Осн. понятие этого учения - "условный рефлекс" - П. определял как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе как физиологическое, так и психическое. Преобразованное П. понятие о рефлексах позволило объяснить приобретение организмом новых форм поведения (научение), основу которого составляет выработка временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Возникая на основе прирождённого безусловного рефлекса, условный рефлекс обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Специальному исследованию в школе П. подвергнуты взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми центрами, что позволило выявить роль инстинктивных и эмоциональных факторов в организации поведения. Экспериментальное изучение эмоций было проведено также в связи с нарушением баланса между возбуждением и торможением и ломки т.н. динамического стереотипа, т.е. прочно сложившейся системы условно-рефлекторных связей. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, которые понимались как основанные на определённом сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) устойчивые индивидуальные "картины поведения", соотносимые с четырьмя типами темперамента. Поставив своей задачей создание нового учения о поведении, П. первоначально назвал его "экспериментальной психологией", однако впоследствии отказался от этого термина. Тем не менее открытие условных рефлексов как механизма построения новых форм поведения оказало значительное влияние на мировую психологическую мысль. В США учение П. стало одним из источников бихевиоризма. В России труды П. стимулировали выдвижение новых идей в исследованиях психических функций (работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.). Учение П. о типах высшей нервной деятельности, развитое в отечественной школе дифференциальной психофизиологии, имело важное психолого-педагогическое значение, поскольку намечало новые подходы к психодиагностике. На основе учения П. разрабатывался широкий круг педагогических проблем, в особенности связанных с выработкой навыков, развитием памяти, внимания, динамики познавательных и эмоциональных процессов.

Просмотров: 887
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА
  • ДИНАМИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Динамичность нервной системы
  • динамичность нервной системы
  • Лабильность нервной системы
  • методы обучения в высшей школе
  • Подвижность нервной системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • СТИМУЛЯТОРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • тип высшей нервной деятельности
  • Тип высшей нервной деятельности
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Тип нервной системы
  • ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Типы высшей нервной деятельности (ВНД)
  • Типы нервной системы
  • УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • цели обучения в высшей школе
  • Центр нервной системы
  • Экзамены в высшей школе
  • Экзамены в высшей школе
  • Электротравма нервной системы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь