Развитие эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека. Задача человека — избавляться от отрицательных эмоций и получать положительные. Это стремление заложено в человека как регулятор его выживания в окружающей среде. В работах по воспитанию и в различных публикациях, не относящихся напрямую к образовательной области, в кино и литературе нередко культивируется человек, не подверженный никаким эмоциям. Культивируется также невозмутимость и хладнокровие в разных ситуациях, куда попадает человек. Это с одной стороны хорошо, но с другой стороны — не формируется ли таким образом человек-робот? Плох или хорош человек-робот? Кроме этого вопроса возникает еще вопрос в связи с формированием эмоциональной сферы у различных народов. Так, у немцев принято формировать человека с нордическим характером. Это человек, у которого эмоциональная сфера не доминирует над интеллектуальной, человек со зрелыми, относительно постоянными эмоциями. Если так смотреть на проблему, то можно с уверенностью сказать, что развитие эмоциональной сферы должно быть, но чтобы эмоции помогали интеллектуальной сфере, а не заменяли. Иногда у лекторов наблюдается дефицит либо знаний, либо умений по структурированию знаний и их подаче реципиентам. В таких ситуациях коммуникатор старается говорить эмоционально, таким образом перекрывая дефицит в интеллектуальной сфере. Развитие эмоциональной сферы должно являться одной из важнейших целей школы. Существует блок дисциплин, предполагающий развитие эстетических эмоций: ИЗО, музыка и другие. В некоторых дисциплинах эта цель ставится, но не очень четко, конкретно. Например, литература должна развивать эмоциональную сферу человека, но выделены ли эмоции, над которыми необходимо работать, и имеются ли технологии по их развитию? Такой классификации эмоций, общепринятой при реализации целей преподавания литературы, пока нет. В гуманитарном блоке дисциплин мало технологий по развитию эмоций. Если естественнонаучные дисциплины в основном изучают закономерности развития материи и, исходя из этого, закономерности мышления и развивают интеллектуальную деятельность школьников, то гуманитарные дисциплины должны изучать закономерности функционирования человека и человеческого общества и развивать в основном эмоциональную сферу человека. Развитие эмоциональной сферы может успешно проходить в блоке психологических дисциплин. В настоящее время выделены эмоции, которые могут и должны развиваться у человека. Имеются и технологии по развитию этих эмоций. Необходимо развивать положительные эмоции учащихся и научить их управлять отрицательными. Полного устранения отрицательных эмоций не может и не должно быть, так как они служат регулятором человеческой деятельности. Развивая положительные эмоции, желательно это делать так, чтобы они не доминировали над интеллектуальной сферой в ситуациях, когда эмоциональная деятельность более объективно является регулятором человеческого поведения. С другой стороны, желательно развивать эмоции и чтобы интеллектуальная сфера не доминировала над эмоциональной во вред ее развитию. Можно встретить описание психологических типов, подчиненных интеллектуальной сфере с неразвитыми положительными эмоциями, такими как любовь, сострадание, прощение и т. п. Школьное образование должно способствовать развитию положительных эмоций и прежде всего такой из них, как любовь. В литературе, посвященной анализу развития эмоциональной сферы человека, много внимания уделяется такой эмоции, как любовь. Развитие любви в религиозной литературе предполагает прежде всего любовь к Богу. Этому посвящены многие направления основных религий. В светских школах эта задача в настоящий момент может быть выполнима с некоторыми затруднениями в связи с отделением школы от церкви. В литературе нерелигиозной на одном из первых мест стоит развитие любви к людям. В связи с этим возникают вопросы: ко всем ли людям нужно развивать любовь и возможно ли это? Чем отличается любовь ко всем людям от любви к своему ребенку, жене, мужу, родственникам? Имеются ли технологии по развитию различных видов любви? Чем отличается любовь от уважения? Желательно развивать у человека также уверенность в себе в различных ситуациях. Если любовь к другим — это отношение к другим людям, то уверенность в себе — это отношение к себе. Здесь возникает интересный вопрос: если это отношение к себе, то кто же сам человек и кто осуществляет это отношение? Кто к кому относится? Возможно ответить на этот вопрос, если ввести понятие «я» в узком смысле. Это психическое образование, которое не отождествляется с психическими процессами, но существует в них, оставаясь автономной. Это понятие близко к понятию «душа». Психология, как наука о душе, потеряла душу, занявшись изучением психических процессов, свойств, состояний. Если ввести.«я» как такое психическое образование, то тогда можно будет ответить на вопрос, кто осуществляет анализ за отношением к себе. Кроме любви и уверенности в себе желательно развивать умение прощать. В связи с этим возникает вопрос: умение прощать — это умение или эмоции? Как связаны умения с эмоциями? Вероятно, на этот вопрос можно ответить следующим образом. Развивая эмоциональную сферу, необходимо человека научить умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других. При этом человек должен предоставить и свободу возникновению эмоций. Таким образом, с одной стороны человек умеет управлять своими эмоциями, с другой — он позволяет свободной воле проявлять себя. Как нам представляется, подавление одной из сторон этого процесса делает человека неполноценным как для себя, так и для окружающих. Необходимо также работать с умениями управлять страхом. Нередко можно встретить однозначные рекомендации, направленные на снятие страха. Так ли здесь все однозначно? В религиозных источниках развивается страх, прежде всего перед Богом. Это делается не для ослабления человека, а для его усиления, сохранения. Через страх церковь стремится сохранить человека, заставить его выполнять законы, ритуалы. Кроме того, известно, что страх развивает интуицию, если он выражен в оптимальной степени, а его отсутствие делает человека нечувствительным к опасностям. Актуальным является формирование умений управлять злостью. Эта эмоция, если она доминирует, может как разрушать самого человека, так и доставлять много неприятностей другим людям. Э. Крейси дала интересные рекомендации по обучению детей избавляться от злости. Нами был проведен эксперимент в детском саду. Детям читались книги Э. Крейси. Результаты эксперимента показали, что дети как минимум с четырех лет обучаются умениям управлять своей злостью. Был получен очень интересный факт. Оказалось, что дети в процессе такой короткой жизни уже сами, каждый для себя, изобрели приемы снятия злости. Очень часто дети называли такой прием, как «улыбнуться, когда злишься». Оказывается, это многим помогает, и они этим пользуются. Дети, не получая систематической, профессиональной помощи от взрослых по управлению собой, сами конструируют для себя приемы управления собой. Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями учащиеся должны научиться создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Часто школьники не могут справиться с таким явлением, как лень. Ребенок понимает, что необходимо учить уроки, но ничего не может с собой сделать. В таких ситуациях распространенный совет о необходимости «взять себя в руки» и приступить к занятиям не помогает. И что такое «взять себя в руки»? Кто должен взять? Кого должен взять? Как должен взять? В этой ситуации учащийся должен быть обучен «обходить» лень, в каких-то ситуациях бороться с ней, включая волевой момент, а в каких-то — обходить ее. Агрессия вызывает много проблем в современном мире. Научиться управлять агрессией — актуальная задача, которую может решать школа в курсе психологических дисциплин. Причинами агрессии могут быть: определенные черты характера (устойчивый стиль поведения в определенных ситуациях); недостаток питания или преобладание возбуждающей пищи (пища не соответствует организму, психике и вызывает агрессивное поведение); неудовлетворенность работой (работа приводит к большой неудовлетворенности и постепенно к агрессивному поведению), болезнь определенных органов и т. д. Избавиться от агрессивного поведения невозможно, да и нет необходимости, так как она выполняет и конструктивную задачу — позволяет решать ситуационные задачи в стрессовых состояниях. Поэтому учащихся нужно научить управлению своей агрессией. В настоящее время стало появляться много работ по проблеме формирования счастья. Особенно часто обращаются к этой теме психиатры и психотерапевты, так как они сталкиваются с данной проблемой в жизни, когда она уже становится болезненной для человека. Изучая эту проблему можно поставить несколько вопросов, ответ на которые позволит приблизиться к ответу на вопрос, что может делать школа в обучении учащихся быть оптимально счастливым. Что такое оптимальное счастье? Почему нужно стремиться к оптимальному, а не к максимальному счастью? Как должно соотноситься счастье с физиологическим функциональным уровнем? Оправдана ли та цена, которую платит человек, получая счастливое состояние? Например: когда человек много питается и сильно стимулирует себя различными стимуляторами, то тем самым он вводит себя в состояние счастью. Однако это может привести к перегрузкам желудка и он, тем самым, может интенсивно разрушиться и постепенно выйти из строя. Это же относится и к таким стимуляторам, как кофе и чай. Какие лучше использовать пути достижения счастья — внешний или внутренний? Как должны соотноситься два этих пути? Какие есть техники достижения счастья? Насколько устойчиво состояние счастья у человека? Как соотносится состояние счастья с Божьим царством, описываемым в Евангелиях? Одна из задач школы — научить человека быть в оптимальной степени счастливым. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что состояние человека, которое можно назвать «счастьем», — это то, к чему все стремятся. «Человек рождается с желанием достичь счастья. Это желание, являющееся первопричиной всех его действий в продолжение всей его жизни, на обычном языке называется личным интересом». (Р. Оуэн). Таким образом, стремление к счастью и образы счастья являются врожденными: «Стремление человека к счастью, зачатки его естественных склонностей и способности, посредством которых он приобретает знания, образуются бессознательно для него еще в утробе матери, и, будут ли они совершенными или несовершенными, они являются делом одного только творца; ребенок и будущий человек не имеют на их возникновение никакого влияния» (Р. Оуэн). В процессе жизни образы счастья могут видоизменяться под влиянием получаемых знаний: «Бедствия, испытываемые человеком, и счастье, которым он наслаждается, зависят от рода и степени знаний, которые он получает, и от знаний, которыми обладают люди, его окружающие... Ясно отсюда, что делом первой и величайшей важности является научить человека отличать истину от заблуждения» (там же). Пытаясь вызвать у себя это состояние, люди стремятся достичь его различными путями. Можно выделить два пути: западный и восточный. Западный путь предполагает вхождение в состояние, называемое счастьем, посредством внешних атрибутов: приобрести дом, сделать его удобным для проживания, купить машину, приобрести модную и красивую одежду и т. д. Люди пытаются вызвать у себя состояния счастья и другими средствами, которые укорачивают их жизнь, разрушают организм: употребление алкоголя, наркотика, токсичных средств. Несмотря на то что это дорогостоящие средства, за которые нужно платить большие деньги, для некоторых людей это является средством получения счастливого состояния. Таким образом, западный путь состоит из двух направлений: общепринятый позитивный и избранный отдельными людьми негативный, разрушительный. Восточный путь предполагает также два направления. Одно из направлений предполагает достижения счастья — в некоторых психологических системах это называется «нирваной» — посредством психологических упражнений. Эти техники могут носить как позитивный, так и негативный характер. При позитивных техниках организм укрепляется и становится здоровее. К таким направлениям можно отнести хатха-йогу, раджа-йогу, буддистские техники. К негативным направлениям относятся психологические техники, которые разрушают организм. Это можно встретить там, где используются наркотические, токсические средства, сильно стимулирующие средства: кофе, чай как сильное стимулирующее средство, приводящее к разрушительным процессам. Таким образом, в западном пути источник счастья находится во внешней среде, поэтому люди ищут это состояние через внешние стимулы. В восточном пути счастье находится внутри человека, и поэтому последователи этого направления ищут его внутри себя. Между этими двумя путями лежит много других, которые находятся между ними. Современный мир не может успешно существовать, если все люди пойдут в поисках счастья только внутри себя. Это приведет к регрессу в мире. Необходимо оптимальное сочетание этих двух путей. Мир не может пойти и путем поиска счастья только посредством внешних источников. Это приведет к уничтожению всех земных ресурсов, так как люди будут строить все новые и новые машины и использовать все больше и больше природные ресурсы. Это приведет к истощению земных запасов и к тупику. Проведенные исследования показали, что факторы, способствующие счастью, выявить практически не удается. Опросы людей, считающих себя счастливыми, показывают, что нет корреляций ни с материальными, ни с другими факторами. Люди счастливы настолько, насколько они считают себя счастливыми. Если человек считает себя счастливым, то он таковым и является. При этом уровень материального достатка может быть очень низким. Можно предполагать, что для достижения оптимального счастливого состояния люди должны иметь необходимый уровень материального достатка. Этот уровень определяется теми социальными условиями, в которых живет человек. При одной социальной среде этот уровень может быть один. Когда человек переезжает, попадает в другое социальное окружение, то может начинать чувствовать некоторую неудовлетворенность тем, что он имел до этого. Этот диссонанс вызван теми ценностными ориентациями, которые приняты в данном окружении. То есть в данном окружении нормы более завышенные, уровень материального достатка выше, чем в том социальном окружении, в котором находился человек до этого. Необходимо учитывать соотношение трех факторов. Большой разрыв приводит к неудовлетворенности и даже стрессу, апатии. Совпадение потребностей и удовлетворенности приводит к счастливому состоянию. Однако это возможно только в том случае, когда потребность была сильной и человек приложил много сил для достижения этой потребности. Таким образом, количество затраченной энергии определяет уровень счастливого состояния, количество затраченной энергии должно быть оптимальным для достижения счастливого состояния. Если энергии недостаточно, то человек не может испытать высокий уровень счастливого состояния. Однако если энергии было затрачено слишком много для удовлетворения потребностей, то состояния счастья может уже и не быть при достижении удовлетворения своих потребностей. Счастье и удовлетворенность — очень близкие понятия. Счастье — это удовлетворенность в максимальной степени. Счастье не может быть устойчивым. Наблюдается привыкание к нему человека, и тогда оно перестает быть счастьем. Для достижения состояния счастья необходимо до этого испытать состояние оптимальной потребности. Если человек в чем-то не испытывал сильной потребности, то вряд ли у него возникнет счастливое состояние от полученного. На возникновение и сохранение состояния счастья влияют как мировоззрение, так и темперамент человека. Если сформировано мировоззрение оптимальное, то и от немногого человек становится счастливым. Если сформировано мировоззрение с завышенными потребностями, ожиданиями, то достичь состояния счастья становится труднее. Этот эффект можно наблюдать иногда у людей, которые достаточно развили интеллект и даже достигли высот в карьере, семье, но не чувствуют себя счастливыми и даже, более того, испытывают злость к окружению. Они могут находиться в стрессовом, невротическом состоянии. У них доминируют отрицательные эмоции, малейший раздражитель может вызывать даже агрессивную реакцию. А. С. Макаренко отмечал в своих работах, что необходимо сформировать близкие, средние и дальние перспективы. Это верно, однако, только в определенном диапазоне. Необходимо школьника научить умениям вносить оптимальные, оперативные, своевременные коррекции в уровень и структуру сформированности ценностных ориентации. При изменении жизненных ситуаций учащийся или уже зрелый человек должен менять свое отношение к ценностям. Именно отношение к предметам и явлениям формируют ценности. Отношения могут определяться направлением и интенсивностью. Можно выделить положительные и отрицательные отношения, принятие или непринятие предметов и явлений. Кроме этого, ценность определяется интенсивностью отношения. Если интенсивность очень высокая, то ценность обладает большей силой влечения. Таким образом, сила влечения ценностной ориентации определяется интенсивностью отношения в ней субъекта. Одна из проблем, которая стоит в настоящее время перед людьми, — это уметь отойти (уйти, отделиться) от тех потребностей, которые управляют людьми и причиняют им беспокойство и даже могут иметь разрушающий характер. Вероятно, не целесообразно, когда человек для удовлетворения своих материальных потребностей сжигает себя. Уметь «сжигать» потребность — необходимое качество человека. В литературе приводятся различные методы «сжигания». Например, в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград» это достигается через негативные качества предмета: виноград-то зеленый. Умение использовать «сжигание» потребностей приводит к уменьшению невротических реакций, к стабильному удовлетворенному состоянию. Можно выделить следующие приемы уничтожения потребности: 1) поиск негативных качеств объекта (виноград зеленый), 2) поиск проблем, которые возникнут при приобретении объекта (если купить машину, то могут украсть, требуется уход за ней, и т. д.); 3) сопоставление с удовлетворением другой потребности (если буду шалить, то родители не купят мороженое); 4) учет состояния здоровья (садовый участок брать не буду, так как у меня слабое здоровье). Обобщая вышесказанное, можно отметить, что необходимо развивать эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоции надо развивать. Отрицательными эмоциями необходимо научить управлять. Однако полного устранения отрицательных эмоций не может и не должно быть. Они служат регулятором человеческой деятельности. Развивая положительные эмоции, желательно это делать так, чтобы они не доминировали над интеллектуальной сферой в ситуациях, когда эмоциональная деятельность более объективно является регулятором человеческого поведения. Роль психологического обеспечения состоит в определении оптимальных диапазонов развития эмоций, в диагностике их у учащихся, в обучении управлять своими эмоциями.

Просмотров: 8271
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий Пособие для преподавателей. 2002.— 368 с.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »Это не всё» методика
  • Автор как переводчик себя
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Техника «это еще не все»
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек — это звучит гордо
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • Это
  • ЭТО (ИТ)
  • Это (Ит)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь