ПЕРВИЧНЫЕ АЛЕКСИИ

Выделяют две основные формы первичной алексии (нарушения, связанные с локальным поражением определенных участков мозга: агностическую (литеральную по другой терминологии) и вербальную. Вторичные алексии развиваются при других нейропсихо-логических синдромах, в частности у больных с афазией.

а) Агностическая (литеральная) алексия

Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохранности их написания (символическая агнозия). Нарушенное узнавание отдельных букв приводит соответственно к нарушениям чтения. Больные путают буквы, сходные по своему начертанию (К и X, Т и Г, Ш, Щ и др.), затрудняются в подборе одинаковых букв разного шрифта (печатных, прописных, стилизованных; заглавных), т. е. утрачивается способность к обобщенному восприятию буквы. Эта форма нарушения чтения известна под названием "чистая словесная слепота". Иногда больным удается прочесть отдельные знакомые слова, написанные крупными печатными буквами, узнавая их по общему рисунку. Чтение слов в рукописном или машинописном тексте практически невозможно. Отмечаются ошибки при чтении букв - амнестическая алексия. Но даже назвав правильно все буквы с задержками и паузами, больной читает слово побуквенно как малограмотный, т. е. глобальное чтение заменяется чисто аналитическим. Нередко нарушается чтение арифметических знаков ( , -, х) или нотных знаков, с которыми больной был знаком до заболевания.

Письмо у больных с агностической алексией, как правило, сохранено, но прочесть то, что сами написали, не могут. Вместе с тем нарушается списывание букв и слов, в том числе перевод при списывании букв и слов с печатного шрифта в рукописный. Перестав быть значимой графемой, буква превращается в "иероглиф", который больные при списывании срисовывают или просто "рабски копируют".

Агностическая алексия возникает при очагах в основании левой затылочной доли, часто с захватом прилежащих отделов височных и теменных областей.

б) Вербальная (аграфическая) алексия

При вербальной (аграфической) алексии нарушения чтения сочетаются с расстройствами письма. В отличие от агностической алексии узнавание отдельных букв сохранено или нарушено мало. Утрачивается чтение целых слов, слогов, фраз. При чтении возникают частые литеральные и вербальные паралексии, отчуждение смысла слова. Больные пытаются компенсировать дефект узнавания слогов и слов не аналитическим (побуквенным) способом чтения, а домысливанием непрочитанных частей, попытками узнать слово "в лицо". Нередко смысл слов и фраз понимается верно, хотя больной не может прочесть вслух или читает с ошибками.

Одним из основных отличий вербальной алексии от агностической является нарушение письма (отсюда второе название "аграфическая"). Больные не могут писать буквы и слова. При попытках написать заданную букву они чертят прямые и кривые линии, штрихи, хотя иногда удается правильно воспроизвести какой-то элемент буквы. В тяжелых случаях больные неспособны писать совсем, в легких случаях удается написать под диктовку некоторые буквы, отдельные, хорошо знакомые, слова (фамилию, простые одно-двухсложные слова). Списывание при вербальной (аграфической) алексии нарушается значительно меньше, нередко больные при списывании переводят буквы из печатного шрифта в рукописный.

Многие авторы рассматривают вербальную алексию как одно из проявлений симультанной агнозии.

Возникает при поражении теменной доли (угловой извилины) левого полушария, но имеются указания также на поражение затылочной доли и мозолистого тела.

Просмотров: 2895
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ"
  • "КУЛЬТУРНЫЙ" ШОК (МКБ 309.2)
  • "ОЧЕНЬ РАНЕЕ СЛАБОУМИЕ"
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • "САЛААМОВ ТИК" (МКБ 307.0)
  • Буквы, алфавит, стихия
  • Индекс женской занятости (WOMEN"S EMPLOYMENT)
  • КАМЕРОНА КОНЦЕПЦИЯ "СВЕРХВКЛЮЧЕНИЯ"
  • КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ"
  • ЛИЧНОСТИ "МНОЖЕСТВЕННОСТЬ" (МКБ 300.1)
  • ЛИЧНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННАЯ ("БЕЗУДЕРЖНАЯ") (МКБ 301.8)
  • МАХОВЕР ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • ПЕЙСИНГ (БУКВ
  • ПРОГРАММА "НОВЫЙ СТАРТ"
  • ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ПРОФЕССИЯ."
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • ПСИХИАТРИЯ "ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ"
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ГРАНИЦ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ "Я"
  • РОДЖЕРСА "ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ" ПСИХОТЕРАПИЯ
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"
  • диаграмма“стебель-с-листьями”, “ствол-лист”, "опора-и-консоль"
  • скверная поездка (букв.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь