АГРАФИИ

Выделяют "чистую", или амнестическую, аграфию и апракси-ческую аграфию. Это так называемые первичные аграфии. Кроме того, нарушения письма являются симптомом различных форм афазий и представлены нами в разделе, посвященном нарушениям речи.

а) "Чистая" (амнестическая) аграфия

Затруднения возникают, главным образом, при спонтанном письме и письме под диктовку, тогда как списывание остается более сохранным. Больные путают порядок букв в словах, часто пропускают буквы или заменяют их другими (литеральные параграфии). Характерными признаками "чистой" аграфии являются трудности в перекодировании фонем в графемы. В связи с этим больные часто не могут найти графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы от ее фонетического значения. Поэтому при задании написать под диктовку определенную букву больные долго ищут соответствующую графему и часто ошибаются. Особенно грубые расстройства выявляются при попытках самостоятельного письма и письма слов и предложений под диктовку. Наблюдаются грубые литеральные параграфии, пропуски не только букв, но и слов в предложениях, аграмматизм, пропуски знаков препинания. Нередко можно наблюдать зеркальное письмо либо его элементы при письме левой рукой у правшей.

Дифференциально диагностическим признаком при выявлении амнестической аграфии и нарушений письма при афазиях является прежде всего само наличие афазии.

"Чистая" аграфия нередко сочетается с синдромом Герстмана, являясь одним из его существенных компонентов, а также с рядом других синдромов, характерных для поражения теменно-височно-затылочной области левого полушария.

б) Апраксическая аграфия

Апраксическая аграфия может выступать как самостоятельная форма апраксии либо рассматриваться как одно из проявлений идеаторной апраксии, наряду с другими расстройствами сложных действий. При апраксической аграфии больные не знают, как придать своей руке положение, необходимое для письма: правильно взять ручку или карандаш. Больной не способен развернуть в должной последовательности серию двигательных актов, осуществить двигательную программу. При письме искажаются и неправильно соотносятся в пространстве отдельные элементы букв, некоторые буквы изображаются зеркально. В тяжелых случаях полностью распадается рисунок буквы, больной может изобразить только отдельные черточки, пересекающиеся друг с другом.

Апраксическая аграфия проявляется во всех видах письма: самостоятельном, под диктовку и при списывании. Вместе с тем больной знает, что надо написать, способен анализировать фонемный состав слова, найти букву, соответствующую фонеме, но затрудняется в ее написании в результате нарушения организации и осуще ствления самого движения. Также грубо нарушается складывание букв из элементов.

Апраксическая аграфия возникает при поражении угловой и надкраевой извилин левого полушария. Вместе с тем существуют данные о том (Brain R., 1965), что эта форма патологии письма может развиться при поражении задних отделов второй лобной извилины левой лобной доли.

Просмотров: 2119
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ"
  • "КУЛЬТУРНЫЙ" ШОК (МКБ 309.2)
  • "ОЧЕНЬ РАНЕЕ СЛАБОУМИЕ"
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • "САЛААМОВ ТИК" (МКБ 307.0)
  • «ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА ОБ АНГЛИИ, или Английские письма»
  • Индекс женской занятости (WOMEN"S EMPLOYMENT)
  • КАМЕРОНА КОНЦЕПЦИЯ "СВЕРХВКЛЮЧЕНИЯ"
  • КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ"
  • ЛИЧНОСТИ "МНОЖЕСТВЕННОСТЬ" (МКБ 300.1)
  • ЛИЧНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННАЯ ("БЕЗУДЕРЖНАЯ") (МКБ 301.8)
  • МАХОВЕР ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • ПИСЬМА, НАРУШЕНИЕ
  • ПРОГРАММА "НОВЫЙ СТАРТ"
  • ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ПРОФЕССИЯ."
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • ПСИХИАТРИЯ "ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ"
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ГРАНИЦ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ "Я"
  • РОДЖЕРСА "ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ" ПСИХОТЕРАПИЯ
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"
  • Этикет письма (культура письма)
  • диаграмма“стебель-с-листьями”, “ствол-лист”, "опора-и-консоль"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь