Качественный анализ ранних детских воспоминаний в концепции Альфреда Адлера

Категория: Статьи, Глубинная психология: статьи | Просмотров: 65695



 Компилировал Макаренко Э. В.
     В основе метода анализа ранних воспоминаний лежит положение З. Фрейда о том, что "так называемые детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени".
     Результатом анализа ранних детских воспоминаний является положение А. Адлера о "жизненном стиле личности". В индивидуальной психологии под "жизненном стиле личности" принято понимать значение, которое человек придает миру и самому себе, направленности своих устремлений и выработанные им паттерны поведения (привычки, подходы к решению жизненных проблем) "содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения".
Процедура обследования.
     Испытуемому предлагается изложить свое самое раннее воспоминание. Если испытуемый будет устно рассказывать о своем раннем детском воспоминании, то при этом сопротивление будет меньше, в отличие от ситуации, когда испытуемому предлагается свое воспоминание изложить в письменном виде.
     Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».
     Перед началом изложения для испытуемого подчеркивается значение следующих моментов:
     быть как можно более конкретным;
      не давать «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
     не отказываться давать воспоминание, даже если нет абсолютной уверенности, что это действительно случилось с вами;
      включать все, что вспоминается, даже то, что кажется незначительным;
      описывать только то, что относится к возрасту до восьми лет;
      описывать чувства, даже если они противоречивы;
      называть имена присутствующих в воспоминании людей;
      описывать наиболее яркую часть;
      описывать то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;
      попытаться высказать догадку по поводу цели своего поведения;
     указать примерный возраст, к которому относится воспоминание.
     При проведении двухдневного или трехдневного семинара участникам предлагается записать свои ранние воспоминания:
     «Придя домой, и отдохнув, постарайтесь уединиться от всех и устроить так, чтобы в течение часа никто из домашних или посторонних не отвлек вас от воспоминаний. Часа, по-видимому, хватит с избытком, но пусть лучше будет время в запасе, поскольку торопиться здесь, не стоит. Возьмите лист бумаги, ручку и опишите на бумаге ваше самое раннее воспоминание. Записывайте, пожалуйста, все, что приходит в голову, не опускайте никаких подробностей, которые всплывут в вашей памяти. Запишите все, что только сможете, постарайтесь ничего не пропустить. Не стоит спрашивать у родителей или других родственников: "Когда это было? Что это было?" и т. п. Важно, что вы это помните как самое раннее свое воспоминание. Хронология неважна. Но важно, чтобы вы обязательно сделали это письменно».
     Преимущества метода: Люди с готовностью рассказывают о своих детских воспоминаниях.
Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания. Метод прост и может быть использован в групповом исследовании.

     Порядок анализа ранних воспоминаний:
      На 1-м этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
      На 2-м этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.
      На 3-м этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.
     На 4-му этапу анализа, мы переходим к  исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.
 
     1-й этап фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
      Присутствующие в воспоминаниях люди:
     1.1. Мать.
     Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.
     а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;
     б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;
     в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;
     г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;
     д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;
     е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).
 
     1.2. Отец.
     а) присутствие отца в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;
     б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка восстающего против своего отца;
     в) отсутствие отца не анализируется
 
     1.3. Братья и сестры.
     а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации;
     б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;
     в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;
     г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.
 
     1.4. Двоюродные братья и сестры
     а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;
     б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.
 
     1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники. 
     а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;
     б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.
 
     1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.
     а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) - ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;
     б) посторонние люди как опасность;
     в) несамостоятельность и страх остаться одному.
 
Тип события:
     1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».
     2. Болезни и смерть: страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встречи с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.
     3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;
     4. Новые жизненные ситуации. Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.
     5. Ситуация оценки со стороны окружающих.
     Оценка поведения субъекта:
Отъединенное – общительное
Пассивное – активное
Враждебное – доброжелательное
Зависимое – независимое
     Эмоциональное переживание среды субъектом:
Угрожающая – дружественная
Отвергающая – принимающая
Утратил уверенность в себе – уверен в себе
Угнетен – радостен
С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются
 
Исследование цели.
     Активность-пассивность субъекта:
     Активный подход — субъект сам решает совершить какое-либо действие
     1. Инициативное преследование цели.
     2. Исследование цели путем установление собственных правил и игнорирование барьеров.
     3. Преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщательных усилий.
     Пассивный подход — это действие является результатом решений или действий других людей.
     1. «Ведомое» преследование цели, когда не принимается ничего такого, что превышало бы требование ситуации.
     2. Пассивное сопротивление – субъект подчиняется с завистью и враждебностью прилагает минимальные усилия.
     3. Субъект действует без уверенности в собственном стремлении чего-то добиться, он в сомнениях и депрессии, внутренне уже оставил надежду.
 
Способ восприятия ситуации субъектом. Преобладающий вид чувствительности.
     У ребенка, который страдал от трудностей со зрением и который научил себя смотреть более тщательно, мы обнаружим склонность к зрительным запечатлениям. Его воспоминания будут начинаться со слов: "Я увидел вокруг себя" — или с описания предметов различного цвета и формы.
     Ребенок, у которого были трудности с движением и который хотел ходить, бегать или прыгать, выкажет эти интересы... События, запоминаемые из детства, должны быть очень близкими к основному интересу индивидуума; а если мы знаем его главный интерес, то мы знаем его цель и стиль жизни. Поэтому ранние воспоминания так важны в профессиональном консультировании.
     Часто бывает, что дети или взрослые интересуются какими-то вещами потому, что они их выстрадали. ...Вот случай с человеком, страдающим астмой. Он был туго перевязан на уровне легких в детстве в связи с каким-то недомоганием и в результате развил в себе необычайный интерес к способам дыхания.
     Некоторые люди настаивают на том, что самый важный орган — это желудок, и мы обнаружим, что и в этих случаях ранние воспоминания будут соответствовать более поздним проявлениям этого убеждения.
     Зачастую мы узнаём и о других интересах — например, зрительных, слуховых или моторных, — что дает нам ключ к неудачам в школе, ошибкам в выборе профессии и указывает на род занятия, который больше соответствует подготовке данного человека к жизни.
     То, что он был избалованным ребенком, раскрывается тем фактом, что в ситуации присутствует озабоченная мать.
 
     2-й этап - предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.

Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний
     3-й этап - предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.
     Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь — это...» или: «Жить — значит...».
     Вообще, прочитать чужое раннее воспоминание — значит головокружительно близко подойти к постижению сути другого человека. Однако это субъективное ощущение должно остаться диагностической тайной.

     4-й этап анализа, мы переходим к  исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.
 
     Схема контент-анализа ранних воспоминаний, в основе которой лежат их пространственная организация и паралингвистические параметры. Она включает выделение и оценку ряда элементов воспоминания:
     1) характеристика "психологического пространства":
          а) его объем: суженный (например, комната, детская кроватка) - расширенный (например, улица, двор);
          б) его насыщенность определенными объектами: действующими реальными персонажами, вербально обозначенными, но отсутствующими в описанной сцене персонажами (например, "мамы нет"), а также объектами живой и неживой природы (например, радио, машина, песня);
          в) положение в пространстве главного персонажа (ребенка) и других персонажей, обозначенных объектов: степень их удаленности друг от друга, наличие связующих (например, дорога, телефон) или разделяющих элементов (например, борт коляски, стены комнаты);
     2) активность субъекта в организации своего "психологического пространства":
          а) степень активности;
          б) способы преодоления разобщенности или достижения автономности (включая психологическую цену применения этих способов);
          в) направленность на совместную деятельность: наличие "Я-ситуации" (ребенок не включен во взаимодействие с другими персонажами) или "Мы-ситуации" (ребенок взаимодействует с другими персонажами);
     3) типичные психологические затруднения и их отражение в характере осознавания и стиле их разрешения;
     4) особенности эмоционального реагирования: вербализация переживаний и степень их осознания, динамика эмоций, эмоциональный фон.
 
     Стадии психосексуального развития и соответствующие им темы ранних воспоминаний .
     Психосоциальные (психосексуальные) стадии развития
     A. Оральная стадия. Темы воспитания, удовлетворения желаний — или недоверия и лишения чего-либо.
     B. Анальная стадия. Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим — или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе
     C. Фаллическая стадия. Темы получения удовольствия от власти и силы, или боязни наказания за это удовольствие, или сексуальные темы
     D. Эдипова стадия. Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике
     E. Латентная стадия. Темы какой-либо совместной со сверстниками активности; принятия или отвержения группой; индивидуальных достижений.
 
     Возможность на основе ранних воспоминаний предсказывать склонность к преступному поведению и рецидивизму.
     Семь категорий оценки:
     1. Ощущение конфликта, соревнования, страха или тревоги.
     2. Ощущение одиночества, потерянности или растерянности.
     3. Противостояние авторитетам, нарушение правил.
     4. Ребенок является чьей-то жертвой, ему наносится вред или им не занимаются.
     5. Состояние пассивного реципиента, участника или наблюдателя.
     6. Нанесение вреда другим людям.
     7. К нему доброжелательно относятся, его удостаивают похвалы или дарят ему что-нибудь.
     У 26 бродяг из 30 в ранних воспоминаниях были выявлены различные сочетания первых четырех негативных категорий. Оказалось, что у 22 из 26 в прошлом были и соответствующие нарушения — конфликт, противостояние властям и др. С другой стороны, у 16 бродяг из 30 воспоминания содержали и положительную категорию 7 — «доброжелательное отношение, похвала и подарки». Несмотря на это, 14 бродяг из этих 16 все-таки имели в прошлом какие-то правонарушения. Таким образом, негативные элементы ранних воспоминаний оказались более «прогностичными», чем позитивные, — по крайней мере для предсказания правонарушений.
Продолжение следует...



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воспоминание маскирующее; screen-memory
  • Доэдипов; preoedipal
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Интериоризация
  • Активность—пассивность
  • Сензитивность; sensus
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Замещение; substitute
  • Бегство в болезнь
  • Инфляция; Inflation
  • Аутоэротизм; Autoerotism; Autoerotomanie
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Амфиболи́я
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Дифференциация; Differentiation; Differenzierung
  • Автопластический — аллопластический; autoplastique — alloplastique
  • Дитя; Child; Kind
  • Испуг; fright
  • Случай Элизабет фон Р. «Методическая уловка» с наложением руки
  • Госпитализм; hospitalism
  • Идентичность; Identity; Identitat
  • Амнезия инфантильная
  • Догенитальный; pregenital
  • Аллоэротизм
  • Анаклитическая (депрессия)
  • Сомнения в поисках и цеплянии C±0
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Афанизис
  • Метод сосредоточения
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Деформация (сна); distortion
  • Аффилиация; affiliation
  • Беспомощности (состояние)
  • Иннервация
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Мир единый; Unus Mundus
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Фаллическая (женщина или мать); phallic (woman или mother)
  • Символ мнесический; mnemic symbol
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Ассимиляция; Assimilation
  • Нуминозный; Numinous
  • Власти комплекс; Power complex; Macht Komplex
  • Мужественность—женственность; masculinity—femininity
  • Действие специфическое; specific action



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 2)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь