Шаповалов Виталий Современные тенденции и проблемы психодиагностики в системе общего среднего образования

Категория: Статьи | Просмотров: 5819



altШаповалов Виталий 

В январе 1991 года на базе Научно-исследовательского института психологии был создан научно-методический центр психологической службы образования Украины. В общеобразовательных учебных заведениях активно начали вводиться должности психологов. В соответствии с задачами и содержанием деятельности службы начала формироваться структура управления и научно-методического обеспечения деятельности практических психологов дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из основных задач школьного психолога, наряду с психокоррекцией и консультированием, является психодиагностика. Чтобы психолог, работающий в учебном заведении, стал специалистом высокой квалификации, ему необходимо достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. Научные знания психодиагноста включают в себя основательное знакомство с теми психологическими теориями, на которых основываются используемые им методы и с позиций которых анализируются и интерпретируются полученные результаты. Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического их применения. Особенно это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов.
На сегодняшний день введение должности психолога в системе образования, учреждениях здравоохранения и социальной защиты, повышение социального интереса к практической психологии способствуют развитию специализированных кафедр и факультетов, а также различного рода экспресс-подготовки и коммерческих курсов. Стремительное развитие последних не гарантирует качества получаемого образования.
Увеличение числа специалистов привело к резкому росту спроса на профессиональную литературу и методические пособия, содержащие подробное описание тестовых материалов и ключей для обработки. В подавляющем большинстве в изданиях не приводятся данные об их психометрической проверке, отсутствуют какие-либо сведения даже о попытках проверки методик на валидность и надежность.
В сложившейся ситуации у большинства практических психологов нет хорошей профессиональной подготовки и необходимой квалификации для реальной практической деятельности. В то же время такой психолог получает сертификат, дающий право на проведение диагностического обследования. Например, в США ситуация несколько отличается, специалистов в столь тонкой и многогранной области готовят из числа лиц с высшим психологическим образованием, на двухгодичных спецфакультетах практических психологов при университетах. Только наличие вузовского диплома дает специалисту юридическое право заниматься практической психодиагностикой. В Украине, к сожалению, спецфакультеты или курсы повышения квалификации по психодиагностике фактически отсутствуют. Поэтому многим психологам приходится заниматься самообразованием, в лучшем случае посещать авторские тренинги, по какой-то конкретной методике, которые в свою очередь проводятся нечасто и, как правило, дорого стоят. Конечно, самообразование достойно похвалы, однако велика вероятность того, что при самостоятельном изучении молодой специалист может прийти к неверным умозаключениям. Как следствие — результаты его работы будут сомнительны. Это связано с тем, что некоторые психодиагностические методики (например, тест тематической апперцепции и тест Роршаха) изучить самостоятельно очень сложно. Приходится учитывать тот факт, что в современной литературе, содержащей психодиагностический инструментарий, очень часто информация подается в некорректной форме с ошибками, либо с пропуском важных формул и интерпретационных схем, что делает невозможны получение правильных результатов.
На сегодняшний день перед школьными психологами очень остро стоит проблема подбора психодиагностическогс инструментария, поэтому многие из них при построении диагностической работы исходят не из целей и задач своей профессиональной деятельности, а из возможностей найденных методик. По сути, на практике специалисты придерживаются принципа: что удалось найти, тем и пользуюсь.
Опираясь на последние нормативные документы относительно задач социально-психологической службы образования Украины, можно выделить основные направления социально-психологических исследований в учебных заведениях:
• определение психологической готовности детей к школе;
• исследование психологической адаптации;
• исследование познавательной сферы детей;
• профдиагностика;
• исследование особенностей личности;
• исследование межличностных отношений.
По каждому из вышеперечисленных направлений социально-психологического исследования в арсенале школьного психолога должно быть не менее двух методик. Но для начала ему необходимо сориентироваться среди множества различных источников, содержащих тот или иной психодиагностический инструментарий, и попытаться сформировать свой банк методик, что уже само по себе достаточно непросто, учитывая сложившуюся ситуацию в Украине.
Известно, что практический психолог при работе с детьми должен использовать в своей деятельности только стандартизированные и адаптированные тесты, методики. Поэтому не так давно в профессиональном сообществе психологов актуальным стал вопрос, кто и как будет проводить экспертизу психологических тестов и социально-психологических технологий. Эта задача была возложена на Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы, на областные, районные (городские) центры практической психологии и на методистов, отвечающих за психологическую службу.
Цель деятельности центров в данном направлении — обеспечить экспертизы диагностических методик, психо-коррекционных, психотерапевтических и реабилитационных техник и технологий, социологических и социально-психологических опросников, применяемых в дошкольных, всех типах общеобразовательных и других учебных заведениях системы общего среднего образования.
При проведении экспертизы центры руководствуются законодательными и нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Украины, а также Типовым положением об экспертизе психологического и социологического инструментария, применяемого в учебных заведениях, утвержденным приказом №330 Министерства образования и науки Украины от 20.04.2001. Но вопрос о том, как определять критерии стандартизированного психологического инструментария, остается открытым.
Вот некоторые экспертные стандарты, которые мне удалось найти: 
- надежность источника (наличие двух рецензентов);
- учет возрастных нормативов; 
- наличие сведений о стандартизации и адаптации.
Некоторые областные центры практической психологии и социальной работы на основе проведенных экспертиз попытались определить багаж методик, которыми чаще всего пользуются практические психологи в учреждениях образования. В результате чего в помощь специалистам были изданы пособия, собравшие рекомендованный психодиагностический инструментарий. В этих пособиях есть ссылки на литературные источники, из которых была взята та или иная методика. Однако эти источники, как правило, были опубликованы в России, к тому же 80% из них — еще в прошлом веке.
К сожалению, большинство рекомендуемых методистами центров практической психологии и социальной работы приемов на сегодняшний день утратили свою актуальность. Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, очень много методик по разным причинам уже устарело. В первую очередь это касается совокупности приемов, разработанных еще в советский период.
Например, в очень популярном среди школьных психологов ориентационном тесте школьной зрелости Керна — Йирасека, есть вопрос: «Почему на конверт нужно приклеивать марку?», или в тест-опроснике Шмишека: «Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?» Исследования показали, что современные дети не могут правильно ответить на эти вопросы из-за отсутствия опыта, поэтому диагностическая ценность этих вопросов, скорее всего, утрачена.
Во-вторых, грубо нарушаются авторские права, это касается таких активно используемых методик, как Матрицы Равена, культурно-свободный тест на интеллект (СFIТ) Р. Кеттела, тест структуры интеллекта (ТSI) Р. Амтхауэра, тест творческого мышления П. Торранса, тест интеллекта Векслера (WISC). Этот список можно продолжать.
В-третьих, остается актуальным вопрос, насколько правомочно использование в нашей стране диагностических методик, адаптированных в России, особенно учитывая тот факт, что центральной и западной частях Украины говорят преимущественно на украинском языке.
Общаясь со своими коллегами, практикующими психологами из Львова, я узнал, что они в своей профессиональной деятельности ввиду отсутствия психодиагностического инструментария на украинском языке используют методики на русском, либо переведенные с польского или английского. Естественно, об адаптации этих методик в Украине речь не идет.
Следует отметить, что публикуемые в настоящее время методики как в Украине, так и в России в большинстве случаев не сопровождаются данными, указывающими на то, каким образом они проверялись, адаптировались и в какой степени соответствуют принятым критериям научности. Поэтому тесты из этих источников не могут соответствовать тем экспертным стандартам, которые были перечислены выше.
В Украине существует практика нарушения правил, признаваемых большинством стран Европейского сообщества. В первую очередь это запрет на публикацию текстов самих методик, ключей для обработки и критериев для интерпретации результатов. Большие тиражи изданий с подробным описанием тестовых заданий попадают в руки не специалистам, из-за этого снижается достоверность выводов, следовательно, и ценность необходимых рекомендаций. Кроме того, к сожалению, методики продолжают выпускаться не специализированными фирмами, а различными книжными издательствами, фактически это распространение контрафактной продукции.
Возникает вопрос — что же делать практикующим психологам, какой инструментарий использовать? Естественно, сложившаяся в Украине ситуация в психодиагностике не может быть решена в одночасье и требует колоссальных усилий. На протяжении десятилетий у нас в стране не было специализированных организаций, занимающихся адаптацией зарубежных тестов и разработкой отечественного психологического инструментария. Профессиональным сообществом не были выработаны требования ни к самим методикам, ни к способам их распространения, ни к компетенции пользователей, что уже давно сделано в развитых странах. Чтобы изменить положение, необходимо создать тестовую инфраструктуру, что подразумевает появление сертифицированных пользователей и тестов, а также соответствующих издательств, действующих согласно законам об авторских правах и несущих полную ответственность за выпускаемую продукцию.
На мой взгляд, именно появление пакета психодиагностических методик, специально разработанного для осуществления диагностической деятельности в системе общего среднего образования, поможет изменить сложившееся положение. Приобретать пакет должен не психолог, а та организация, в которой он осуществляет свою деятельность, ведь устраиваясь на работу в какое-либо учреждение, мы не берем с собой из дома стол, компьютер или операционную систему Windows, все необходимое нам обязан предоставить работодатель. Это же правило должно касаться и психодиагностического инструментария.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Профессия психолог
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Венгер А.Л. Организация психологической службы в израильской системе образования
  • Чернобровкин В. Н. Черпобровкина В. А. - Диагностика фрустрационных реакций педагогов. Проективная методика СФОП.
  • Барлас Т.В. Психодиагностика в практической психологии: проблемы и перспективы (полемические заметки)
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи. Сборник материалов конференции - Автор неизвестен.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Усатова. Экстренное психологическое консультирование по телефону.
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Положение о работе школьного психолога
  • Райгородский Д.Я. - Практическая психодиагностика. Методики и тесты
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Важность фразеологии при подготовке детей к творческим конкурсам и ЕГЭ
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Белановский С. А. Метод фокус-групп.
  • Шмелев Александр Георгиевич. Интервью с Александром Георгиевичем Шмелевым
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Собчик Л. Н. - СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Леонтьев Дмитрий - Тематический апперцептивный тест + стимульный материал
  • Требования к кабинету педагога-психолога
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Должностная инструкция педагога-психолога утверждённая приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации
  • Никитина Анна Валерьевна. Ассоциация техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Живопись; Painting; Malere
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Альтенгоф Елена Владимировна. Презентация «Преемственность дошкольного и начального общего образования»
  • Овчинникова И.В., Кирмач Г.А. - Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Методическое пособие



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь