Эта история случилась очень давно в одном их стариннейших городов Европы, расположенном на берегу реки Вислы.
Каждый день на Рыночную площадь к костелу Пресвятой Девы Марии приходил неизвестный художник. Он расставлял свои картины возле башни костела с надеждой, что хоть какую-нибудь из них продаст заезжим туристам. Художник был талантливым, его картины отличались простотой и искренностью. Часами можно было стоять и любоваться ими. Многие из людей так и делали. Мало у кого находились деньги, чтобы купить картину. Только иногда художнику везло , и какой-нибудь чудак, влюбившись в "неземное творение", покупал его, не жалея денег.
Доходы от продажи картин были небольшие. Их хватало художнику только на то, чтобы купить новые свежие краски и кисточки, как-то прокормиться и одеться, немного обустроить жилье.
Всю свою жизнь художник прожил в родном городе. У него не было денег на дальнюю поездку, а сюжеты для картин он придумывал , любуясь старинными дворцами и башнями города , его широкой полноводной рекой.
Конечно, художник любил все созданные им картины, и когда какая-нибудь из них уходила от него к новому хозяину, он тосковал, будто терял что-то дорогое и родное. Но были у него три картины, с которыми он никогда не смог бы расстаться.
На первой картине была изображена маленькая девочка с ясными голубыми глазами и светлыми волосами. Приглядевшись, можно было найти в ее чертах большое сходство с чертами самого художника. Но, к сожалению, у художника не было дочери. Он только всю жизнь мечтал о ней. И потому эта картина была ему так дорога.
На второй картине красовался огненно рыжий конь с развевающейся на ветру пламенной гривой. Конь весь светился, словно жаркий солнечный луч. Из под его копыт вылетали искры огня, и он был готов умчаться далеко за горизонт. Художник всю жизнь мечтал о таком коне, о том, как на нем он объездит весь белый свет, и потому ни за что на свете не хотел расставаться со своей мечтой.
На третьей картине художник нарисовал белую голубку. Его птица была чиста, легка и хрупка, как воздух. Художник очень любил эту картину, потому что ему казалось, что в белой голубке живет душа его возлюбленной, которую он когда-то давно повстречал на своем жизненном пути, но с которой ему так и не суждено было найти свое счастье. Ее родители, богатые и тем самым очень гордые, не разрешили им обвенчаться.
Три самые дорогие сердцу картины художник всегда носил с собой. Он выставлял их на площали, но не продавал. С маленькой девочкой, что была изображена на первой картине, подружился трубач. Этот смелый юноша поселился в верхней башне костела и каждый час для всех, кто был в это время на площади, играл мариацкий сигнал. В свободное время он перемигивался, переговаривался, в общем, играл с маленькой подружкой с картины художника. Девочка в это время оживала и весело улыбалась своему другу. Огненный конь , очутившись на площади, тоже оживал. Он следил за всем, что происходило здесь , и ему казалось, что он сливается с лучами солнца и летит по мощеным камнем улицам старинного города, а звон его золотых подков отражается от толстых стен дворцов и башен.
Только белой голубке с третьей картины художника никуда не хотелась лететь. Даже на площади, где было столько простора и свободы, она смирно сидела, сложив свои белоснежные крылышки, и наблюдала за художником. Эта нарисованная птичка, будто живая душа, была влюблена в своего творца и даже не помышляла расстаться с ним, так же как и он с ней.
Но вот однажды к художнику подошел иностранец и стал уговаривать его продать ему картину с белой голубкой. Художник отказывался, но иностранец был очень настойчив. После долгих уговоров , он предложил художнику такую сумму денег, что тот не устоял и продал ему свою голубку. "Ничего страшного, - решил он, - я нарисую себе другую". Так картина и уехала с новым хозяином из этого города далеко в неизвестную страну.
Художник попереживал-попереживал да и успокоился. За те деньги, что выручил от продажи, он смог купить себе более подходящую квартиру и был этому очень рад. Но как ни старался он нарисовать себе новую белую голубку , схожую со старой, так и не сумел. Каждый раз, как только он брался за кисть и садился рисовать, краски на полотне начинали расплываться , и тот образ, который ему хотелось запечатлеть на картине, никак не получался.
Так с тоской и печалью в сердце художник и прожил остаток своей жизни. Перед смертью он все же зашел в тот самый костел Пресвятой Девы Марии, у которого потерял свою последнюю надежду на счастье, и исповедовался. Он покаялся перед Господом Богом, что когда-то так легкомысленно предал самую светлую мечту своей жизни.