Однажды в воскресный день один очень умный Философ шел по улице и увидел одного из трёх своих учеников, стремглав бегущего куда-то в компании с другими мальчишками. Философ не стал окликать ученика, чтобы сделать ему внушение, а на следующий день, когда ученики собрались, спросил:
- Кто и как из вас провел вчера день? Как вы совершенствовали свою философскую мысль? Что интересного и мудрого вы видели, к каким размышлениям и выводам увиденное вас привело? Говорите, но по очереди».
Один сказал:
- Утром, проснувшись, я вспомнил, как Вы, учитель, накануне хвалили трактат древнего мудреца «Об усердии» и потом весь день переписывал его. Вы же знаете, какой у меня красивый почерк?
- Да, я помню. Прочти нам из этого трактата фразу, которая тебе больше всего понравилась…
- Учитель, я очень старался, очень устал и, к своему огромному сожалению, ничего не запомнил. Но зато взгляните, как красиво и аккуратно у меня получилось? Какие тонкие завитки и линии?
- Ты без толку растранжирил целый день своей жизни, – сказал Философ, – Зачем так старательно выписывать буковки с завитками, и линиями, тратить на это столько времени, если ты не в состоянии, даже в общих чертах, запомнить то, что писал. Но я хвалю тебя за прилежание и усердие. Пожалуй, из тебя может получиться очень славный писарь.
Тогда второй ученик сообщил:
- Утром я вспомнил, что вам очень понравилась глава «О мысли» из старинного философского манускрипта, и потому весь день учил эту главу, чтобы сегодня прочесть её Вам. Все знают, какой у меня звонкий и приятный голос.
- Да, я помню. Прочти мне, пожалуйста, что-нибудь из этой главы.
Ученик тут же громко, по памяти, прочитал отрывок:
- …Ложное направление ума заключается в необходимости мыслить и рассуждать исходя из плохо обозначенных задач и принципов. Любая, даже здравая мысль, в этом случае обречена на неверность суждения…»
- Я вчера видел тебя на улице пустым и праздным в группе таких же шалопаев. И я не заметил у тебя даже малейшего поползновения на пути к совершенству в понимании окружающего мира, поиска случаев, моментов и мест, где философская мысль гармонично сочетается с жизнью, с природой и естеством человека.
- Это не так, уважаемый учитель. Я весь день занимался философией и внимательно и с интересом наблюдал окружающий мир, стараясь понять его законы, порядок вещей и суть.
- Пусть так! Тогда расскажи, как ты это делал?
- Утром я вспомнил, как Вы нам говорили: «Человек может сколько угодно смотреть на пламя, на льющуюся воду и когда хороший мастер работает, трудится, делает своё дело». Так?
- Да, я это говорил. Любой из этих процессов помогает думать о нашем бытие, о бренности мира, рассуждать о своей жизни и предназначенности.
- Да, учитель! Я напомню: «Огонь может быть добрым и злым. Он даёт тепло, обогревая жилище, и может то же жилище превратить в пепел и прах. В этой противоречивости присутствует огромный философский смысл. А вода, – Вы говорили, - это символ текущего времени, а так же необходимое условие для рождения и сохранения жизни на земле. Она может противостоять огню. Но и вода может быть злой и снести любую преграду, затопить огромные площади земли».
- Всё правильно! Я так говорил.
- И ещё я помню, были слова: «Умелый мастер, красиво и легко трудясь, даёт нам понять, что работящий, думающий человек может создать всё что угодно. Превозмочь невозможное, уберечь, спасти и сохранить. И даже остановить стихию!» Я правильно запомнил, учитель?
- Да, правильно. Но почему ты сейчас напомнил эти мои слова? Какое отношение это имеет к твоей бестолковой беготне в компании мальчишек?
- Эти мальчишки невольно помогли мне найти такое место – где все эти три элемента присутствуют одновременно. Это было так неожиданно и интересно, что я там провёл весь день до самого вечера.
- Да где же это в нашем городе такое удивительное место?! – вскричал ошарашенный Философ. Если ты говоришь правду, и такое место действительно существует, я сниму перед тобой шляпу и сам помчусь туда, даже босяком и буду стоять там сколько угодно! Так, что это за место?
- Слава Богу, это место не постоянно, и появляется редко. - Отрок потупил глаза, вздохнул и помолчав сообщил: - Это место… Это место пожар! Да, да! Любой городской пожар!.. - закончил ученик.
Философ молча снял шляпу. Зайцев Ю. А. 2002г.