Произошла эта история в эпоху древних богов, так давно, что никто уже и не вспомнит их имена. Чтили этих богов в одном старом и добром городе, что лежал в тысячах верст от любых других селений в любом направлении. Люди в нем ничем особенным не отличались от своих современников, но стоял он в стороне от основных торговых трактов, и поэтому в нем шла тихая, спокойная и размеренная жизнь.
Однажды боги решили проверить силу веры горожан и послали им небывалый урожай, превосходящий самые лучшие сборы прошлых лет в два раза. Удивлению и счастью жителей города не было предела. Был созван городской совет для решения вопроса – что делать с излишками урожая. Некоторые предлагали продать или обменять его на драгоценности и украшения у редких купцов, что проезжают через город. Другие предлагали сделать запасы и не работать целый год.
Последним держал слово самый старший и мудрый житель города. Он предложил принести все излишки урожая в жертву богам, ибо, как он сказал, любая благодать является их даром и нельзя злоупотреблять их щедростью. Его степенная, неторопливая речь оказала на всех огромное влияние, так что участь избытка оказалась для всех предельно очевидной. На следующий день, во время пышной церемонии, на алтарях всех богов были сожжены фрукты, овощи, зерна, а так же зарезаны представители всех типов домашнего скота.
Боги не ожидали такой преданности и были так довольны, что решили их наградить, как могут наградить только боги. Они решили исключить из природы этих людей один из пороков, без которого их жизнь могла стать интереснее и лучше. Для этого боги созвали на свой совет Зависть, Жадность, Лень, Гнев, Тщеславие и велели им держать слово, дабы они доказывали, что не являются худшим из пороков.
Первой говорила Зависть. Она утверждала, что без неё людям будет тяжелее становиться богаче и успешнее, ведь им для этого нужно завидовать соседу, у которого и дом больше, и скот жирнее, и одежда моднее.
Слово перешло Жадности. По её словам, людям надо быть немного жадными, иначе любой плут сможет увести у них всё имущество простыми просьбами.
Лень сказала, что ей лень и попросила, чтобы ей дали слово последней. Что взять с Лени, подумали боги и передали слово Гневу.
Гнев начал кричать, что людям необходимо гневиться, ведь иначе многие перестанут бояться своих хозяев и работодателей, ведь зачем их бояться если их очи никогда не будут гореть гневным пламенем.
- Они начнут работать хуже, и в конце концов, не станет города, а кто тогда будет чтить богов!? – завершил свою пламенную речь Гнев. Тщеславие глядело на свои руки, что и не заметило, как все смотрят на него в ожидании речи. Оно говорило и само слушало свою речь:
- Без меня не будет ни королей, ни военачальников, ни богатых купцов. А кто вам преподносит богатые жертвы, бедняки или зажиточные? - закончило Тщеславие и, поймав на себе восторженные взгляды молодых богов, самодовольно улыбнулось.
Настала очередь Лени, хотя по её виду было очевидно, что ей лень. Тяжело вздохнув, она начала:
- Я выполняю важную задачу – люди без меня не будут лениться ни воровать, ни убивать, им будет легко проводить свою жизнь в военных походах, проливая кровь свою и чужую. Им не лень будет гневаться по пустякам, мстить по мелочам и раб никогда не захочет стать свободным. Разве можно лишать людей Лени?.
Боги зашептались, кроме бога Мудрости. Внезапно он начал говорить, и всем пришлось обратить взоры свои на него:
- Лишив людей любого порока кроме Лени, мы лишим их только одного порока. Лишив людей Лени – мы сможем лишить их всех.
Все были ошеломлены и недоумевали, что же хочет сказать этим Мудрость. Выдержав паузу, он продолжал:
- Если людей лишить Лени, им будет не лень работать и учиться. Работа даст всем хлеб насущный и крышу над головой. Образованные люди не позволят себе гневаться, завидовать, не делиться куском хлеба с бедным, гордиться собой по внешности. Трудолюбивые и грамотные люди будут развиваться с каждым годом в торговле и науке, что вскоре их город будет величайшим, а слава о нем будет нестись быстрее пущенной стрелы.
Лень была изгнана немедля из жителей славного города и их потомков. Через несколько лет город тот стал столицей торговли и науки, и в него начали прибывать люди со всех концов света.
Прошли десятилетия, и город стал невообразимо велик, что доля не ленящихся людей стала мизерной, и его захлестнули все обыденные проблемы больших городов. Образованным и трудолюбивым людям стало неприятно там жить, вокруг были невежды и лентяи, и высокая плотность населения порождала множество болезней. Так они начали расселяться во свету, выбирая тихие и уютные места, а город тот вновь стал обычным и неизвестным.
С тех пор прошли тысячи лет, но иногда, при большой удаче, можно встретить человека, не знающего лени.