ХОБХАУС


ХОБХАУС
Хобхаус (Hobhouse) Леонард Трелони (08.09.1864, станция Айв, близ Лискеда, Англия,-21.06.1929, Аленкон, Франция) - англ. философ, социолог, обществ, деятель, журналист. Преподавал социологию в Лондонском университете (1907-1929). При его содействии было открыто отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук, которое долгое время было единственным центром социологической мысли в Великобритании. Участвовал в создании национального социологического общества (1903).
Xобхаус - первый издатель центрального социол. журнала страны "Социологическое обозрение". Обладая энциклопедическими знаниями, Хобхаус принадлежал к первому поколению энтузиастов новой для того времени науки - социологии. Его концепция социологии сложилась под влиянием дарвинизма социального и философского эмпиризма (традиция от ф. Бэкона до Милля и Конта). В отличие от позитивистской программы, Хобхаус был противником полного отделения социологии от философии. Он провел исследование источников социологии, в т. ч. и философские, которые считал основными. Среди указываемых им источников - политическая, моральная философия, философия истории.
Появление социологии Хобхаус связывает также с развитием физики, биологии и с общим процессом специализации наук конца 19 - начала 20 в. Тем не менее Хобхаус считал, что первичной характеристикой социологии должна быть эмпиричность методов и мировоззрения в целом (если она хочет дать реалистическое описание человеческого сообщества). При этом он приравнивает контовский позитивный метод к эмпирическому. Однако опыт, по мнению Хобхауса нельзя сводить к чувственному опыту, поскольку наравне с ним факты поставляют и эстетический, и правоведческий, и религиозные виды опыта. Социологическая трактовка общественных явлений, по Хобхаусу, не сводится к обобщению эмпирических данных, но должна объяснять их и через категории цели и ценности. Эта концепция "гуманизированного позитивизма", объединявшая в себе объективистский принцип свободы от оценочных суждений и принцип ценностно-нормативного понимания, по-разному оценивалась в истории социологии. Имеются как категоричные заявления о старомодности смешивания фактов и ценностей, о неспособности освободиться от философского морализирования (Р. Флетчер, 1974), так и утверждения о плодотворности подобного синтеза (Ф. Абраме, 1968).
Большое место в работах Хобхауса занимают проблемы понимания социального развития, роли в нем разума и морали. Хобхаус продолжал традицию эволюционной этики конца 19 в. (Эволюционизм, Дарвинизм социальный). Он выступал против идеи детерминированности социальной эволюции исключительно биологическими факторами, против спенсеровского понимания эволюции как автоматического, механистического и неизбежного процесса. По мнению Хобхауса социальный прогресс связан не с жестокой борьбой за существование, а с распространением власти разума и моральным совершенствованием, которые способствуют гармонизации человеческих ассоциаций. Его идеал самоконтролирующейся гуманизированной рациональности, т. е. разума, управляющего собственным развитием с точки зрения нравственности и ценностей, очень созвучен современному неоконсерватизму.
Соч.: 1) Mind in evolution. L., 1901. 2) Morals in evolution, a study in comparative ethics. L., 1906. 3) Development and purpose. L., 1913.

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 649
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИДЕИ РАЗУМА
  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА КОНЦЕПЦИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Энциклопедия философских наук
  • идеал чистого разума
  • идеи чистого разума
  • философия истории



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь