|
РОЗЕНШТОК-ХЮССИРОЗЕНШТОК-ХЮССИ Розеншток-Хюсси (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) - немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, культуролог, принадлежащий к духовной традиции диалогического принципа. В 1934-36 профессор в Гарвардском университете, в 1936-57 профессор Дартмундского колледжа (г. Ганновер, штат Нью-Хэмпшир). Розеншток-Хюсси испытал влияние иудаизма, философии Гераклита, немецкой классической философии, включая Фейербаха, концепции И. Г. Гамана, холизма и "дизангелистов" (в противоположность "евангелистам" в качестве носителей "благой вести"). Резко критиковал Дарвина, Маркса, Ницше, Фрейда. Свой стиль, противостоящий "систематическому" и "эссеистическому", Розеншток-Хюсси называл "постсистематическим" и "постафористическим", предполагающим наличие не "коллег", а "друзей". Бросающееся в глаза нарочитое стремление к некоторой обыденности напоминает Г. К. Честертона, которого Розеншток-Хюсси высоко ценил. Междисплинарный характер теоретизирования и сосредоточенность на классических проблемах человеческого бытия, истории и культуры позволяют говорить о мощном компоненте творчества Розеншток-Хюсси. Характерная особенность его работ - сочетание исторического анализа с учетом состояния, тенденций и противоречий современной культуры. При этом фоном всех его культурологических штудий неизменно оказывается проблема условий совместного существования людей. На основе такого подхода вся концепция Розеншток-Хюсси, после мучительных и длительных сомнений, была названа самим ее создателем "социологией", хотя общепринятое понимание социологии становится объектом его серьезной критики. Социология Розеншток-Хюсси и представляет собой культурологическую концепцию, резко отличающуюся от самих принципов традиционной истории и теории культуры. Розеншток-Хюсси поставил в центр своих размышлений особую концепцию языка, понимаемого им как надиндивидуальная целостность типа "гештальта", как некий "эфир", в который погружены все люди. Язык - носитель всех впечатлений, когда-либо бывших в пространстве и времени, именно он обеспечивает непрерывность совокупного человеческого опыта. Розеншток-Хюсси пересматривает традиционное понимание взаимоотношения языка и мышления и формулирует основы нового подхода, который называется по-разному - "речевое мышление", "грамматический метод", "метаномика". Мыслитель экзистенциального склада, Розеншток-Хюсси выступает против понимания человека в качестве чего-то уже ставшего. Отличие от классических экзистенциалистских концепций состоит в отрицании возможности рассмотрения человека в единственном числе. В этом пункте, по Розеншток-Хюсси, согласны естествознание и теология, которая понимается в качестве весьма широкой парадигмы мысли. Подлинная социология должна, согласно Розеншток-Хюсси, занимать место между философией и теологией и снимать характерный для новоевропейского мышления дуализм субъекта и объекта. Она не может быть ни знанием человека, ни знанием о человеке, но должна стать чем-то третьим. Первый принцип этой новой дисциплины - положение о взаимосвязи всех людей в пространстве и во времени. Эта взаимосвязь динамична, каждый человек находится в своеобразном силовом поле, выступая попеременно субъектом или объектом. И тем, и другим отдельный человек является лишь в течение ограниченного времени, и такое состояние всегда соотнесено с другими людьми. Тем самым диалогический принцип вводится не в качестве банального "диалога двух сознаний", принадлежащего либо к философии, либо к теологии, а в качестве фундаментального принципа, лежащего в основе подлинно человеч. существования. Второй принцип социологии - творение человека продолжается, он еще не завершен, и, следовательно, социология не может быть окончательным знанием, она может быть только знанием темпоральным, задавая, прежде всего, вопрос "когда?". Важно знать не только то, когда следует заниматься "философией", а когда "теологией" (и когда вообще делать что-то и быть кем-то), но и как долго. В свою очередь, эти вопросы сводятся к проблеме соотношения господства и подчинения (служения). Процесс попеременного существования то в качестве объекта (подчиняющегося), то в качестве субъекта (господствующего), неразрывно связан с языком. Говоря, человек занимает некий центр, из которого глаз может смотреть назад, вперед, внутрь и наружу, и эти направления образуют так называемый "крест действительности", создаваемый осями пространства и времени. Язык - наиболее выразительное следствие специфики человеческого существования. Соответственно, грамматические формы описывают определенные способы согласования пространств и времен, а прорыв одного или нескольких фронтов "креста действительности" означает разрушение единого пространства-времени. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|