Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 интеракционизм



интеракционизм


интеракционизм
(от англ. interaction — взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с точки зрения И. происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, к-рое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами (см. нормы групповые), ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В И. изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы (см. группа референтная) и др. И. присуща психологизация общественных отношений, к-рые сводятся к непосредственной и межличностной коммуникации.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


интеракционизм
— направление в современной западной психологии социальной, основанное на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью коей признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с позиций интеракционизма происходит в ходе взаимодействия с другими людьми в обществе и трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением согласно нормам социальным, ролям и установкам социальным партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, поведение ролевое, функции группы референтной и пр. Интеракционизму присуща психологизация общественных отношений, сводимых к непосредственной и межличностной коммуникации.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


интеракционизм
Этимология. Происходит от англ. interaction - взаимодействие.
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Характеризуется акцентом на межличностные коммуникации. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия.

Психологический словарь. . 2000.


ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
(от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга).
1. Т. зр. на психофизическую проблему, утверждающая возможность взаимодействий между психическими процессами (душой) и физиологическими процессами (телом). Такую т. зр. предлагал Р. Декарт. Ср. Психофизический параллелизм.
2. Социально-психологические концепции и целое направление, которые придают большое значение межличностному взаимодействию, общению (интеракции) при объяснении широкого множества явлений, включая развитие личности. Базируются на теории символического И. амер. философа Джорджа Мида (Mead, 1863-1931). Ее основные положения сводятся к след. Становление «Я» (личности индивида) происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Ситуация общения раскрывается как система взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Адекватной, с т. зр. сторонников И., и наиболее часто исследуемой моделью таких ситуаций является игра. В ней человек выбирает для себя в качестве партнера «значимого другого» и ориентируется в своих действиях и реакциях на его поведение, на то, как он сам воспринимается «значимым другим». Формирующееся представление человека о самом себе находится в соответствии с тем, как его воспринимают др. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что основным механизмом формирования личности во взаимодействии с др. является установление контроля действий со стороны того представления о личности, которое складывается у окружающих. См. Психология социальная.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


интеракционизм
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (с. 280) (от англ. interaction - взаимодействие) - направление в современной зарубежной, главным образом американской, психологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. Интеракционизм не представляет собой единой теории или научной школы, ряд его положений пересекается с другими концепциями, в частности с психоанализом и бихевиоризмом, поэтому данное направление психологической науки часто определяется как «интеракционистская ориентация» или «интеракционистский подход». Основные труды представителей интеракционизма (Г.Блумер, Э.Гофман, Г.Келли и др.) выполнены в русле социальной психологии, однако интеракционистский подход оказывает существенное влияние на общую, а также возрастную и педагогическую психологию.
В основе интеракционизма лежит теория социального взаимодействия, разработанная Дж.Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности. Мид подчеркивал, что определяющим в этом процессе являются общество, группа, а не личность. В общении с другими людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное - осознавать себя в качестве особого лица, отличающегося от других. «Я» человека - продукт «социального опыта», который приобретается первоначально в детских играх. Играя, ребенок как бы раздваивается: он исполняет различные роли и благодаря этому отделяет себя от других и вместе с тем становится на их позицию, учится смотреть на себя со стороны. В играх по правилам он воспринимает свою индивидуальность не только с точки зрения отдельных лиц, чьи роли исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок (норм, ценностей) группы, к которой он принадлежит. Таким образом, внутренний мир личности зарождается в групповом действии. Однако теория Мида трактовала эти процессы односторонне. Человеческое общество рассматривалось как совокупное взаимодействие исполняющих различные роли индивидов.
Идеи Мида развивал американский психолог Р.Сире. Он предложил сделать единицей психологического анализа так называемую диадическую систему, «которая описывает комбинированные действия двух и более персон». По Сирсу, действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных и неизменных личностных черт, например агрессивности или доброжелательности, поскольку соответствующее поведение всегда зависит от свойств другого члена диадической системы.
В русле интеракционизма лежит так называемый социодраматический подход. Его сторонники рассматривают общественную жизнь как драму, каждый участник которой играет свою «роль». Соответственно социодрама — проигрывание жизненных ситуаций с принятием на себя некоторой роли — выступает как метод психотерапии, а также как особое средство педагогического воздействия на личность.
Представителями интеракционизма предпринята попытка вычленить «специфически человеческое» в поведении человека, раскрыть социально-психологические механизмы формирования личности, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.


Просмотров: 6058
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • БАЗИСНАЯ (базовая) СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
  • Дефицитарный тип формирования личности
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Имплицитная Теория Личности
  • Личности структура по Мерлину
  • Личности структура по Мясищеву
  • Личности структура по Платонову
  • Личности структура по Рубинштейну
  • Личности структура по Фрейду
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • Развитие личности невротическое
  • Развитие личности параноическое
  • Развитие личности патологическое
  • Развитие личности патохарактерологическое
  • Развитие личности постреактивное
  • Расщеплениее личности (множественная личность)
  • Типовые теории личности
  • активность личности
  • имплицитная теория личности
  • концепция отношений личности
  • отношений личности концепция
  • развитие личности
  • самотрансценденции личности теория
  • теория личности
  • теория личности Адлера
  • теория личности Хорни
  • теория личности имплицитная
  • теория личности меррея
  • эпигенетическое развитие личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь