Фрейд, Зигмунд


Фрейд, Зигмунд
(1856—1939) Основатель психоаистиза, прославляемый многими как величайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуальное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личности. Согласно Фрейду, личность состоит из трех главных взаимо, ;«.йствующих аспектов:
• Ид — вместилище психической энергии, исходящей от непосредственных инстинктов жизни и смерти. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. ищет удовольствия и избегаст боли и страданий. Оно постоянно ищет самовыражения.
• Эго — часть психики, находящаяся в контакте с требованиями Ид и нравственными принципами СуперЭго. Оно действует в соответствии с принципом реальности. контролируя стремление Ид к немсдленному удовлетворению своих желаний и находя уместные способы самовыражения.
• СуперЭго — нравственный аспект личности, продукт социализаиии. Содержит Эгоидеал (стандарты нравственного поведения) и совесть («внутренний голос», который сообщает нам о дурных поступках). СуперЭго играет роль верховного арбитра, раздающего награды (чувство гордости и удовлетворения) и наказания (чувство вины или стыда), в зависимости от активации одной из двух сго составляюших.
Требования Ид («я хочу это, и хочу немедленно») и трсбования Эго («нет, это неправильно») часто вступают в конфликт между собой. Эго борется с этими конфликтами, включая подсознательные защитные мехаиизмы. Они искажают или отрицают реальность таким образом, что мы оказываемся защищенными от беспокойства, порождаемого нерешенными конфликтами. Фрейд считал, что мы все время находимся в состоянии конфликта между Ид и СуперЭго, а также между желаниями личности и требованиями окружающей обстановки. Он полагал, что последний конфликт является неизбежным, поскольку правила и традиции появляются и исчезают, а врожденные человеческие характеристики остаются нсизменными.
Согласно теории Фрейда, жизнь человека делится на пять этапов, которые называются психосексуачьными стадиями развития личности, подчеркивая то обстоятельство, что главной движущей силой является потребность в выражении половой энергии. На каждой стадии эта энергия выражается разными способами и через разные части тела:
1. Оральная стадия (от 0 до 2 лет): рот считается фокальной точкой чувственных ощущений, через которую ребенок проявляет раннюю сексуальную энергию.
2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). С началом развития своего Эго ребенок осознает окружающую реальность и необходимость подчиняться требованиям других людей. Главным на этой стадии получение удовольствия от обретсния контроля над испусканием фекалий.
3. Фаллическая (Эдипова) стадия (от 3 до 6 лет), когда половая энергия начинает фокусироваться на гениталиях. Основным конфликтом на этой стадии является Эдипов комплекс, при котором рсбенок подсознательно хочет обладать родителем противоположного пола и избавиться от родителя своего пола. В результате этого желания мальчики испытывают камплекс кастращш, который впоследствии заставляет их принимать сторону отца (отождествление с агрессором). Явно больше озадаченный процессами женского развития, Фрейд утверждал, что девочки испытывают зависть к пенису (осознание того, что у них нет пениса). которая в конечном счете преодолевается через материнство и рождение ребенка (мужского пола, обладагащего искомым пенисом). Любой другой ход женского развития рассматривался как девиация, или отклонение от нормы.
4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). Это период сравнительного затухания сексуальных интересов. Ребенок укрепляет уверенность в себе и овладевает навыками общения с окружающим миром. Фрейд считал, что на этой стадии предыдущие «переживания и раздражители» подавляются, и у детей развивает младенческая амнезия — т. е. неспособность вспомнить многие события своего раннего детства.
5. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). Кульминация психосексуального развития и фиксация половой энергии на гениталиях. В конечном счете это направляет людей к совокуплению и началу следующего жизненного цикла.
По поводу теории Фрейда высказывались разнообразные замечания:
• Фрейд считал конфликты, деструктивные побуждения, похоть и эгоизм неизбежными человеческими качествами. Неофрейдисты подчеркивают важность творчества, любви, альтруизма и надежды.
• Фрейд полагал, что когда девочки обнаруживают у себя отсутствие пениса, они завидуют мужчинам, которые обладают пенисом, примиряясь со своим низшим положением в результате этого недостатка. Согласно альтернативной интерпретации, мужчины завидуют способности женщин создавать и выращивать жизнь в свосм тсле; следовательно. мужчины боятся женщин и завидуют им, считая себя неполноценными по сравнению с женщинами (см. Утробная зависть).
• Фрейд утверждал, что секс и агрессия являются двумя наиболее важными побуждениями в человеческом развитии. Другие исследователи указывали на роль психосоцнальных конфликтов (Эриксои), на потребность в самооценке (Кохут) и на потребность в преодолении чувства неполноценности (Адлср).
• Теория Фрейда, в которой женщины рассматриваются как морально неполноценные существа, является примером альфа-предубеждения. Альтернативныс взгляды на природу женского развития подразумевают существование врожденных различий между мужчинами и женщинами (см. Джиллиган).

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.


Просмотров: 1800
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Анальная Стадия Психосексуального Развития
  • ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • Оральная Стадия Психосексуального Развития
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Психогенные развития личности
  • Стадии психосексуального развития (psychosexual stages)
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • Теория Раннего Концептуального Развития
  • ФРЕЙД
  • ФРЕЙД
  • ФРЕЙД
  • ФРЕЙД
  • ФРЕЙД
  • ФРЕЙД Анна
  • ФРЕЙД Зигмунд
  • Фаллическая Стадия Психосексуального
  • Фрейд (Frued) Анна
  • Фрейд (Frued) Зигмунд
  • Фрейд Анна
  • Фрейд Анна / Freud, Anna
  • Фрейд Зигмунд
  • Фрейд Зигмунд
  • Фрейд Зигмунд / Freud, Sigmund
  • Фрейда принцип удовольствия
  • ЭГО-АНАЛИЗ А. ФРЕЙД
  • анальная стадия психосексуального развития
  • генитальная стадия психосексуального развития
  • оральная стадия психосексуального развития
  • отклонение психического развития
  • фаллическая стадия психосексуального развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь