|
Фрейд, ЗигмундФрейд, Зигмунд (1856—1939) Основатель психоаистиза, прославляемый многими как величайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуальное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личности. Согласно Фрейду, личность состоит из трех главных взаимо, ;«.йствующих аспектов: • Ид — вместилище психической энергии, исходящей от непосредственных инстинктов жизни и смерти. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. ищет удовольствия и избегаст боли и страданий. Оно постоянно ищет самовыражения. • Эго — часть психики, находящаяся в контакте с требованиями Ид и нравственными принципами СуперЭго. Оно действует в соответствии с принципом реальности. контролируя стремление Ид к немсдленному удовлетворению своих желаний и находя уместные способы самовыражения. • СуперЭго — нравственный аспект личности, продукт социализаиии. Содержит Эгоидеал (стандарты нравственного поведения) и совесть («внутренний голос», который сообщает нам о дурных поступках). СуперЭго играет роль верховного арбитра, раздающего награды (чувство гордости и удовлетворения) и наказания (чувство вины или стыда), в зависимости от активации одной из двух сго составляюших. Требования Ид («я хочу это, и хочу немедленно») и трсбования Эго («нет, это неправильно») часто вступают в конфликт между собой. Эго борется с этими конфликтами, включая подсознательные защитные мехаиизмы. Они искажают или отрицают реальность таким образом, что мы оказываемся защищенными от беспокойства, порождаемого нерешенными конфликтами. Фрейд считал, что мы все время находимся в состоянии конфликта между Ид и СуперЭго, а также между желаниями личности и требованиями окружающей обстановки. Он полагал, что последний конфликт является неизбежным, поскольку правила и традиции появляются и исчезают, а врожденные человеческие характеристики остаются нсизменными. Согласно теории Фрейда, жизнь человека делится на пять этапов, которые называются психосексуачьными стадиями развития личности, подчеркивая то обстоятельство, что главной движущей силой является потребность в выражении половой энергии. На каждой стадии эта энергия выражается разными способами и через разные части тела: 1. Оральная стадия (от 0 до 2 лет): рот считается фокальной точкой чувственных ощущений, через которую ребенок проявляет раннюю сексуальную энергию. 2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). С началом развития своего Эго ребенок осознает окружающую реальность и необходимость подчиняться требованиям других людей. Главным на этой стадии получение удовольствия от обретсния контроля над испусканием фекалий. 3. Фаллическая (Эдипова) стадия (от 3 до 6 лет), когда половая энергия начинает фокусироваться на гениталиях. Основным конфликтом на этой стадии является Эдипов комплекс, при котором рсбенок подсознательно хочет обладать родителем противоположного пола и избавиться от родителя своего пола. В результате этого желания мальчики испытывают камплекс кастращш, который впоследствии заставляет их принимать сторону отца (отождествление с агрессором). Явно больше озадаченный процессами женского развития, Фрейд утверждал, что девочки испытывают зависть к пенису (осознание того, что у них нет пениса). которая в конечном счете преодолевается через материнство и рождение ребенка (мужского пола, обладагащего искомым пенисом). Любой другой ход женского развития рассматривался как девиация, или отклонение от нормы. 4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). Это период сравнительного затухания сексуальных интересов. Ребенок укрепляет уверенность в себе и овладевает навыками общения с окружающим миром. Фрейд считал, что на этой стадии предыдущие «переживания и раздражители» подавляются, и у детей развивает младенческая амнезия — т. е. неспособность вспомнить многие события своего раннего детства. 5. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). Кульминация психосексуального развития и фиксация половой энергии на гениталиях. В конечном счете это направляет людей к совокуплению и началу следующего жизненного цикла. По поводу теории Фрейда высказывались разнообразные замечания: • Фрейд считал конфликты, деструктивные побуждения, похоть и эгоизм неизбежными человеческими качествами. Неофрейдисты подчеркивают важность творчества, любви, альтруизма и надежды. • Фрейд полагал, что когда девочки обнаруживают у себя отсутствие пениса, они завидуют мужчинам, которые обладают пенисом, примиряясь со своим низшим положением в результате этого недостатка. Согласно альтернативной интерпретации, мужчины завидуют способности женщин создавать и выращивать жизнь в свосм тсле; следовательно. мужчины боятся женщин и завидуют им, считая себя неполноценными по сравнению с женщинами (см. Утробная зависть). • Фрейд утверждал, что секс и агрессия являются двумя наиболее важными побуждениями в человеческом развитии. Другие исследователи указывали на роль психосоцнальных конфликтов (Эриксои), на потребность в самооценке (Кохут) и на потребность в преодолении чувства неполноценности (Адлср). • Теория Фрейда, в которой женщины рассматриваются как морально неполноценные существа, является примером альфа-предубеждения. Альтернативныс взгляды на природу женского развития подразумевают существование врожденных различий между мужчинами и женщинами (см. Джиллиган). Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|