задача


задача

1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта;
2) форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности;
3) одна из форм проектирования содержания обучения.
Термин «З.» используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и проблема, З. берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способе, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое З., ее решение. Превращение проблемной ситуации в З. является актом продуктивного мышления. В строгом смысле З. — это формализованная, «вырожденная» проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и другие типы З. — с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т. п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в З., или самой З., вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемной. Наличие общей генетической основы проблемы и З. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия З., зависимость понимания ситуации как З. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как «мыслительная задача», «проблемная задача», «творческая задача», «эвристическая задача» и др., к трактовке мышления как способности решать З. В исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т. п. фактически под именем З. используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т. п. Размытость смысловых границ между З. и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область «от хорошо определенных формальных З. до таких плохо определенных З., как сочинение фуги» (У. Рейтман). Словесная формулировка З. как обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


задача
— данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) цель деятельности, коя должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача содержит требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за счет коих производится поиск и определение неизвестных элементов через известные. При описании хода решения задачи нужно указывать и действия, и операции, реализующие их. О действиях без операций, или абстрагированных от операций, можно говорить лишь на этапе планирования. Задача становится логико-психологической категорией, когда предъявляется другому субъекту и принимается им к решению. Субъект переформулирует, доопределяет задачу, ищет способ ее решения, что свидетельствует о включении процесса мышления. Поэтому мышление нередко трактуется как способность решать задачи. Полный цикл мышления продуктивного включает в себя постановку и формулирование задач самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия коих имеют проблемный характер (см. проблема). В деятельности познавательной выделяются задачи перцептивные, мнемические, речевые, мыслительные. Задачи могут возникать в ходе практической деятельности или создаваться преднамеренно (задачи учебные, игровые). При разработке типологии задач используются такие параметры, как: количество решений; характеристика условий — полнота, неполнота, противоречивость; характеристика требований — степень их определенности; отношения задач к общественным и индивидуальным потребностям. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


Синонимы:
    альтернатива, апора, везуха, вопрос, головоломка, двухходовка, дилемма, загадка, задание, задачка, кроссворд, купергань, мечта-идея, миссия, назначение, палигенезия, пища для размышлений, поручение, проблема, ребус, сверхзадача, теорема, тест, удачливость, упражнение, урок, фарт, цель, чайнворд


Просмотров: 1112
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • Двигательная Задача
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗАДАЧА (проблема)
  • Задача Майера
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ
  • ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Проблемная Ситуация
  • РЕШЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ
  • Теория Деятельности
  • Типы высшей нервной деятельности
  • Учебная Задача
  • двигательная задача
  • деятельности теории
  • деятельности теория
  • задача
  • задача двигательная
  • задача психоанализа
  • задача учебная
  • задача: решение
  • когнитивные типы мышления
  • пограничные ситуации
  • принцип единства сознания и деятельности в трактовке Леонтьева
  • психоанализ: задача
  • решение задачи
  • ситуация проблемная
  • строение деятельности
  • учебная задача



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь