Жане (Janet) Пьер


Жане (Janet) Пьер
(29.05.1859, Париж - 24.02.1947, Париж) - французский психолог и психиатр.
Биография. Получил философское образование в Высшем педагогическом институте в Париже, преподавал семь лет в лицее в Ле Гавре. Затем обратился к проблемам медицины, в частности к проблеме гипноза и суггестии, что было обусловлено влиянием Ж.М.Шарко. С 1889 г. - руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер. В этом же году получает степень доктора философии, в 1892 г. - степень доктора медицины. С 1896 по 1934 г. - профессор кафедры психологии Коллеж де Франс, затем Сорбонны. В 1904 г. вместе с Г.Дюма основал журнал "Journal de psychologie normal et pathologique".
Исследования. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии (неврозы, психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). Психику понимал как систему психических функций личности, которая образуется в результате филогенетического и онтогенетического развития. Это есть некая иерархия, включающая уровни от низшего, к которому принадлежат рефлексы, элементарные формы ощущений, через восприятие, эмоции, память, дискурсивное мышление до высшего, на котором возможно синтетическое схватывание реальности во всех ее формах. Сами эти психические функции представляют собой готовности организма к определенным как внешним, так и внутренним действиям. В основе их лежит психическая энергия, которую можно изучать по ее проявлениям. В 20-х гг. на основе категории "действия" создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся (в отличие от памяти-"реминисценции") своим произвольным характером. В целом по отношению к действию психическое может выступать его "подготавливающей" частью (желание), регулятором действий (чувства), " неполным" действием (мышление). В психологической концепции возникновения неврозов подчеркивал роль в этом процессе нарушения синтетической функции сознания, утраты равновесия между высшими и низшими функциями. Идеи Жане существенно повлияли на французскую психологию ХХ в. ({{}}Ж.Пиаже, А.Валлон) и на культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского.
Сочинения. L'evolution da le memoire et de la notion du temps. V. 1-3, P., 1928;
De l'angoisse a l'extase. V. 1-2, P., 1926-28; Les debuts de l'intelligence. P., 1935; Неврозы и фиксированные идеи. СПб., 1903; Психический автоматизм. М., 1913

Психологический словарь. . 2000.


Просмотров: 1342
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Высшие Психические Функции
  • высшие психические функции
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Жане (Janet) Пьер
  • Жане Пьер
  • Жане Пьер / Janet, Pierre
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • представление как репрезентация
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь