Занков Леонид Владимирович


Занков Леонид Владимирович
(1901–1977) — российский психолог, дефектолог, педагог. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития (см. умственного развития уровень), одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к детям, которых было принято называть «умственно отсталыми», подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, т. е. приравниваться к классам обычной школы. З. — ученик и последователь Л. С. Выготского, в соответствии с его взглядами рассматривал проблему взаимоотношений обучения и развития. Им разрабатывалась система начального обучения, направленная на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно З., — повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс. Во время Великой Отечественной войны занимался проблемами восстановления функций у раненых. В 40-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


Занков Леонид Владимирович
(1901 - 27.11.1977) - отечественный психолог.
Биография. В 1918-1923 гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С.Выготского. В 1940 защитил докторскую диссертацию, посвященную психологии воспроизведения. Директор Института дефектологии АПН РСФСР, заместитель директора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, заведующий лабораторией обучения и развития. Профессор, действительный член АПН ССР.
Исследования. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.
Сочинения. Память школьника. 1944;
Память. 1949; Обучение и развитие. 1975

Психологический словарь. . 2000.


ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
(1901-1977) — сов. психолог, педагог, дефектолог, ученик Л. С. Выготского. Деление трудов З. на «педагогические» и «психологические» весьма условно. В его творчестве четко выделяются 4 доминанты: память, речь, мышление, обучение и развитие, и в их анализе З. удалось достичь редкой психолого-педагогической интегративности. З. одним из первых в отечественной психологии выдвинул идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся. Он также разрабатывал идею о необходимости обеспечения в школе индивидуальных вариантов развития школьников. В области дефектологии З. принадлежат экспериментально-психологические исследования развития аномальных детей, а также разработка эффективных методов педагогической и коррекционной работы с ними. Во время войны (1941-1945) З. работал в нейрохирургическом госпитале, где руководил группой психологов, занимавшихся восстановлением расстройств речи при черепно-мозговых ранениях.
В педагогике З. ярко проявился как практик, и как теоретик. Сильной стороной З. явилось использование экспериментальных исследований для построения всего учебного процесса в начальной школе. В 1957 г. была начата разработка системы начального обучения, продолжавшаяся более 20 лет и нацеленная на достижение оптимального общего развития уч-ся. Благодаря привлечению к работе большого числа учителей и созданию огромного массива научно-методического обеспечения (в виде программ, методических пособий, учебников), система обучения «по Занкову» стала одной из самых распространенных в стране систем развивающего обучения.
З. — автор более 150 работ, в т. ч.: «Память школьника» (1944), «Проблемы речи, ее расстройств и восстановления» (1945), «Память» (1949), «Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении» (1958, ред.), «Наглядность и активизация уч-ся в обучении (1960), «О предмете и методе дидактических исследований (1962), «О начальном обучении» (1963), «Дидактика и жизнь» (1968), «Индивидуальные варианты развития младших школьников» (соред., 1973), «Беседы с учителями» (2-е изд., 1975), «Обучение и развитие» (соавт. и ред., 1975). (И. А. Мещерякова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Просмотров: 3725
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Гиперкинез с задержкой развития
  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Дислексия развития
  • ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • Задержка Психического Развития
  • Задержка Психического Развития
  • Занков Леонид Владимирович
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
  • Коэффициент умственного развития (КУР)
  • Нормы развития
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • Периодизация Психического Развития
  • Развитие программ обучения (curriculum development)
  • СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • Теория Психического Развития Вернера
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ
  • УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)
  • задержка психического развития
  • задержка развития психического
  • зона развития
  • отклонение психического развития
  • отклонение развития психического
  • периодизация психического развития
  • периодизация развития психического
  • уровень группового развития
  • уровень развития умственного
  • уровень умственного развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь