|
чувствачувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. амбивалентность Ч.). В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — направленность личности. Ч., получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. чувства Категория. Форма эмоций. Специфика. Эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ЧУВСТВА (англ. sentiments) — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Ч. носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Напр., Ч. любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т. д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность). Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности. Ч. исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В. К. Вилюнас.) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|