Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 воля



воля


воля
— свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.
Понятие В. было введено в античный период для объяснения порождения действия, но не всякого, а лишенного стремления человека к нему. Как и два других основных понятия (разум и чувство) понятие В. в истории науки дифференцировалось. Из проблемы В. выделились как самостоятельные: исследование свободы воли, принятие решений, целеобразование, а в последнее время и саморегуляции. Произошла также и смена проблемы, в рамках которой ставился вопрос о необходимости понятия В. Первоначально в работах Аристотеля В. вводилась в связи с проблемой порождений действия на основе разумного решения о его необходимости, но мотивационно необеспеченного. Т. е. речь шла о действиях необходимых, но не имеющих субъективно переживаемых желаний к ним (обратная задача связана с торможением желаемого действия, но социально или личностно неприемлемого). Затем В. стала наделяться функцией выбора в случае конфликтов мотивов и целей. Такое понимание В. ярко представлено в работах Спинозы. В ХХ веке проблема В. стала обсуждаться в связи с задачей преодоления препятствий, снижающих побуждение действию. В работах К. Н. Корнилова, В. И. Селиванова, П. А. Рудика, А. Ц. Пуни и других В. связывалась с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникающих при реализации действий. Л. С. Выготский поставил проблему В. в связи с задачей «овладения собой», т. е. развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением. В настоящее время существует несколько вариантов понимания и исследования В.: либо выделение всех реальностей, для которых вводилось понятие В., и выбор одной из них как отвечающей современному пониманию В.; либо выделение во всех реальностях того общего, что позволяет все их связать с В.; либо изменение содержания понятия В. для обозначения какой-то новой реальности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


воля
— сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные: Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанном с постановкой проблем свободы воли. Как основные функции воли выделяются:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям — при недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация процессов психических — в систему, адекватную выполняемой деятельности;
4) мобилизация физических и психических возможностей — при преодолении препятствий к достижению поставленных целей.
Возможность произвольно регулировать действия и процессы психические, подчиняя их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр. Для появления волевой регуляции нужны определенные условия — наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние — время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают усилие волевое, кое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции — преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения нормам социальным и имеющимися желаниями и прочим, — сводимо к трем реальностям, в основе коих лежит необходимость:
1) восполнение дефицита побуждения к действиям — при отсутствии их достаточной мотивации;
2) выбор мотивов, целей, видов действия — при их конфликте;
3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и процессов психических.
Как социальное новообразование психики, волю можно представить как систему различных процессов психических или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и прочего в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теории воли интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории воли эмоциональные). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (см. волюнтаризм). Волевая регуляция поведения и действий — это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности. Как основание волевых процессов выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет использования общественно выработанных орудий или средств. На этом строится процесс сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотивами, значительно вариативный индивидуально. За счет этого контроля обретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от самой личности и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции — изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:
1) переоценкой значимости мотива;
2) привлечением дополнительных мотивов;
3) предвидением и переживанием последствий действия;
4) актуализацией мотивов — посредством воображаемой ситуации, и пр.
Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием:
1) богатой сферы мотивационно-смысловой;
2) стойкого мировоззрения и убеждений;
3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.
А также — с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним. Закрепленные волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Нужное волевое свойство можно сформировать и проявить далеко не при всех обстоятельствах; сверх того, эти свойства своеобразно зависят от характера дел, где проявляются.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


воля
Этимология. Происходит от лат. vоluntas - воля.
Категория. Характеристика личности.
Обусловливание. Способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

Психологический словарь. . 2000.


ВОЛЯ
(англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии В. либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к др. психическим процессам. В сов. психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям.
В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом (ВИП), выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом ВИП направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие ВИП, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.
Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицат. последствия действий, продиктованных непосредственным желанием. Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Т. о., активность в ВИП выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно в ВИП настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, — и создание намерения.
Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали В. как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения». Развитие В. у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С. Л. Рубинштейн). Развитие В. начинается в раннем детстве и проходит длинный путь (возникновение действий, направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению; понимание «правил» поведения и т. д.). К концу дошкольного — началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции — произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия. См. также Стремление.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Синонимы:
    владимир, власть, волеизъявление, вольная волюшка, вольность, волюшка, желание, изволение, кодицил, мание, напор, напористость, настойчивость, настырность, независимость, право, приволье, произволение, раздолье, свобода, упорство, упрямство, характер, хотение


Антонимы:
  • безволие
  • ,
  • заключение
  • ,
  • неволя
  • ,
  • тюрьма


Просмотров: 2099
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • АНТРОПОЛОГИЯ ДЕЙСТВИЯ
  • Анализ целей и средств
  • Викарные Перцептивные Действия
  • ДЕЙСТВИЯ ОСОЗНАННОСТЬ
  • Единица действия
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С МАШИНОЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ
  • Изменение поведения
  • МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Навязчивые действия
  • Область действия кода
  • Орудийные Действия Животных
  • Перцептивные Действия
  • Потенциал действия
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Развитие человека (human development)
  • Развратные действия
  • Способы совершения суицидальных действий
  • Стоквиса методика активной регуляции тонуса
  • Суицидальные действия
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • Умственные Действия
  • акцептор действия
  • динамические характеристики психических процессов
  • межполушарная асимметрия психических процессов
  • нормативная регуляция поведения
  • перцептивные действия
  • система регуляции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь