юность


юность
— период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (см. зрелость (взрослость)}}). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю Ю., т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю Ю. (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней Ю. формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Ю. — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию Ю., а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов (см. <<отклоняющееся поведение).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


юность
— период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (см. зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность — старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


Юность
Период между половым созреванием и зрелостью. Концепция юности как отдельной стадии развития вполне может быть чисто западной идеей, поскольку во многих других культурах переход от детства к зрелости совершается в процессе короткого «ритуала посвящения». Период юности поразному рассматривается различными теоретиками. Для Фрейда это этап, когда всплеск инстинктов вследствие полового созревания приводит к эмоциональной неуравновешенности, а также период, когда молодой человек начинает процесс отделения от семьи, прежде чем занять свое место в мире взрослых людей. Писатели, которые находятся под воздействием этого образа мысли, часто говорят о юности как о периоде «бурь и стрессов». Эрик Эриксон (неофрейдист) считал юность наиболее значительным периодом в развитии взрослой личности. Эриксон предположил, что подростки проходят через психологический мораторий, во время действия которого они пробуют различные способы самовыражения, прежде чем отдать предпочтение одному стабильному типу личности, который формируется к зрелым годам. Социопсихологические объяснения приуменьшают роль внутренних факторов, делая акцент на увлеченности подростков изменчивыми ролями и ожиданиями, преобладающими на данный момент их жизни. Рассматриваемые из этой перспективы, стрессы и расстройства подросткового возраста обусловлены не столько внутренней эмоциональной неуравновешенностью (фрейдистская точка зрения), сколько противоречивыми факторами внешнего воздействия.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.


Синонимы:
    весна жизни, возраст, геба, детство, малолетство, младость, молодежь, молодость, отрочество, утро жизни, ювента, юношество


Антонимы:
  • старость
  • ,
  • ветхость
  • ,
  • дряхлость
  • ,
  • обветшалость
  • ,
  • старческий возраст


Просмотров: 1972
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • Гиперкинетический синдром, развивающийся в детском возрасте
  • Гипертревожная реакция детского и подросткового возраста
  • Дефицитарный тип формирования личности
  • ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Начинающееся в детском возрасте расстройство развития
  • Отрочество—юность (adolescence)
  • Период полового созревания
  • Профессиональные Интересы
  • Профессиональные интересы (occupational interests)
  • РАЗДВОЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Развитие Игры В Дошкольном Возрасте
  • Развитие в подростковом и юношеском возрасте (adolescent development)
  • Расстройство поведения без нарушения общественных норм
  • Расстройство поведения с нарушением общественных норм
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, с подавленностью и тоской
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, сопровождающееся тревогой и страхом
  • Реакция замкнутости в детском и подростковом возрасте
  • Рефракторный период (период невозбудимости)
  • Типология Юношеского Возраста Шпрангера
  • Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation)
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • ЮНОСТЬ
  • Юность, молодость
  • активность личности
  • зрелость (взрослость)
  • развитие игры в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь