харизма


харизма
(от греч. charisma — подарок) — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Х. чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость). Способности харизматического лидера, выступающего на религиозной или политической арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя. Х. возникает, когда складывается соответствующая социально-психологическая потребность. Как феномен групповой психологии Х. обычно воспринимается в обращенном виде: внимание сосредоточивается в основном на лидере, а не на создающих Х. его последователях. В религиозной психологии (см. психология религии) Х. предстает как милость Божия. Известны попытки придать Х. преходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически не эффективны.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


харизма
— приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее особые способности и возможности. Феномен характерен для групп малых и особенно для больших, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением: бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость. Его неудачи Списываются на других людей или противодействующие обстоятельства. Способности харизматического лидера, выступающего на религиозной или политической арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя. Харизма возникает, когда складывается соответственная социально-психологическая потребность. Как феномен психологии групповой она обычно воспринимается в обращенном виде: внимание сосредоточивается в основном на лидере, а не на создающих харизму его последователях. В психологии религиозной харизма предстает как милость Божия. Известны попытки придать харизме преходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически не эффективны.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


харизма
ХАРИЗМА (с. 636) (от греч. charisma - милость, благодать, божественный дар) - наделенность какого-либо лица (харизматического лидера - пророка, проповедника, политического деятеля), действия, института или символа качествами исключительности, непогрешимости, сверхъестественности в глазах его приверженцев.
В теологии харизмой первоначально называли дары Святого Духа, излитые на апостолов. Впоследствии трактовалась как исключительное духовное свойство, ниспосылаемое Богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, непогрешимость папы и др.).
В социальные науки термин введен немецким теологом и социологом Э.Трёльчем и проанализирован М.Вебером в его концепции идеальных типов господства. Социально-психологический анализ харизматического лидерства был продолжен в рамках психоаналитической ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями.
В социальной психологии харизма рассматривается как феномен, характерный для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Преимущественно возникает в экстремальных исторических обстоятельствах как реализация соответствующей социально-психологической потребности. Харизматическому лидеру приписываются успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери - как необходимые жертвы, банальные или даже абсурдные утверждения - как непостижимая мудрость). Его считают провидцем, гигантской исторической фигурой, выполняющей «великую миссию», открывающей новые горизонты. Взаимоотношения вождя и масс имеют эмоционально-мистический характер, предполагают полную «самоотдачу», слепую веру, бездумное следование за харизматическим лидером. Эти взаимоотношения характеризуются большим напряжением — требуются непрерывные «свершения», «подвиги», «энтузиазм». Социально-психологическая ситуация, связанная с искренней верой в харизму, постепенно превращается в чистую форму; харизматическое лидерство в истинном, а не формальном значении чаще всего не может длиться долго. Известны попытки распространить харизму на наследников, закрепить иерархически, но они психологически неэффективны.
«Термин «харизма», - писал Вебер, - будет применяться к определенному качеству индивида, благодаря которому он выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, исключительными способностями и качествами. Они недоступны обыкновенному человеку, рассматриваются как исходящие от божества или образцовые, и на их основе данный индивид считается лидером».
По мысли Вебера, не так уж важно, в чем состоит харизма лидера сама по себе. Решающее значение имеет то, как к ней относятся потенциальные последователи. Если они признают данное качество харизматическим, то его обладатель оказывается харизматическим лидером. Однако это признание не безусловно: лидер должен доказать свою харизматическую миссию, вызвав какое-либо «знамение», «чудо». В конечном счете лучшим доказательством является успех харизматического движения. Если лидер долгое время терпит неудачи, его авторитет может иссякнуть.
По Веберу, харизматический лидер должен рассматривать свою миссию как призвание. Для этого типа лидерства характерна фанатичная преданность последователей лидеру, всякое сомнение в его харизматических качествах рассматривается как святотатство. В этом Вебер усматривает одно из важнейших отличий этого типа лидерства от лидерства традиционного или рационально-легального. Последние имеют более или менее объективное основание (традиции, закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.
Существенное отличие харизматического лидерства от других типов, по Веберу, состоит в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены к решению прежде всего повседневных задач (почему Вебер и называет эти два типа рутинными), тогда как харизматическое лидерство возникает на крупных поворотах истории. Вебер утверждал, что «харизматический авторитет отвергает прошлое и в этом смысле является специфически революционной силой».
Харизматическое лидерство, по Веберу, первоначально вообще чуждо какой-либо организации. Ближайшие соратники лидера действуют исключительно от его имени и опираются на его авторитет. Вебер писал, что в чистом виде харизматическое лидерство существует лишь в момент возникновения. Но «чтобы не остаться чисто преходящим явлением, а принять характер постоянного отношения, образующего стабильную группу учеников и последователей, харизматический лидер должен радикально изменить свой характер», приспособиться к повседневной жизни и ее задачам, то есть «рутинизироваться». Причины этой трансформации харизматического лидерства в традиционное или рационально-легальное Вебер усматривает в заинтересованности последователей харизматического лидера, и особенно его ближайшего окружения, в сохранении и упрочении своих завоеваний. По завершении процесса рутинизации харизматическое лидерство сохраняет, однако, отпечаток своего происхождения - в идеологическом обосновании власти лидера, в харизматических стандартах почета и т.п. В предисловии к американскому изданию книги Вебера Т. Парсонс пишет: «В процессе рутинизации харизматический элемент отделяется от личности индивидуального лидера и воплощается в объективной институциональной структуре».
Важный вопрос: что именно предпринимают харизматические лидеры, чтобы породить особый тип отношений с последователями? Эксперименты, призванные помочь ответить на этот вопрос, указывают на тот факт, что такие лидеры воздействуют на воображение. Они описывают, обычно живым, эмоциональным языком, образ своей группы в будущем. При этом они не просто описывают мечту или ее видение, - они предлагают пути ее достижения. Они доходчиво разъясняют своим последователям, как добраться отсюда туда. Это также очень важно, поскольку образ, кажущийся недостижимым, вряд ли может мотивировать людей пытаться его достичь. Харизматические лидеры участвуют в том, что иногда называют оформлением: они определяют цель своего движения или организации таким образом, что любые действия, исполнения которых они требуют от последователей, приобретают смысл и цель.
Другая стратегия, используемая харизматическими лидерами, включает демонстрацию абсолютной уверенности в себе и в своих последователях, высокой степени заботы о нуждах своих последователей, превосходных коммуникативных способностей и активного стиля поведения. Наконец, харизматические лидеры часто являются мастерами управления впечатлениями, участвуя во многих мероприятиях, призванных усилить привлекательность лидера в глазах других людей. Когда эти формы поведения сочетаются с волнующими видениями, которые они же и побуждают, огромное влияние харизматических лидеров утрачивает для трезвомыслящего наблюдателя свою загадочность - фактически тут имеет место опора на хорошо изученные социальными психологами принципы и процессы.
С этической точки зрения харизматическое лидерство представляется обоюдоострым мечом. Оно может быть использовано для достижения благотворных социальных изменений, согласующихся с высшими принципами и духовными идеалами, но также и для достижения эгоистических, незаконных или аморальных целей. Среди харизматических личностей прошлого можно выделить достойные преклонения фигуры Ганди, Черчилля или Толстого, но нельзя не вспомнить и о харизме Гитлера. Вопрос об этическом содержании харизмы таких значимых в психологии фигур, как Хаббард, Гурджиев или Ошо, остается открытым, хотя для многих здравомыслящих людей, не ослепленных сиянием мистического ореола, он давно вполне ясен.
Следует отметить, что если изначально о харизме рассуждали лишь применительно к титаническим фигурам великих вождей, то в последние годы эти трактовки несколько принизились до уровня малой группы. Опубликовано множество руководств для лидеров «средней руки», а также всех тех, кто хотел бы принадлежать к таковым, - насчет управляемого формирования собственной харизмы. Всерьез ведется речь о харизме руководителя предприятия, в практической психологии - предводителя тренингового сообщества или инициатора нового направления (в этом смысле харизматическими личностями, безусловно, выступали Роджерс, Перлз, М.Эриксон и многие другие). В ряде случаев речь даже идет о личной харизме каждого - как о наборе привлекательных черт характера и ценных коммуникативных навыков. Впрочем, это уже явно другая проблема, к трактовке которой термин привлечен слишком искусственно. О харизме Фрейда или Рузвельта можно говорить с полным основанием, о харизме Сидорова - скорее для красного словца.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.


Синонимы:
    благодать, дар, заточка, милость, обаяние, одаренность, привлекательность, притягательность, удачливость


Просмотров: 2701
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Автобиография как жанр официально-делового стиля
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Резюме как жанр официально-делового стиля
  • Статья как жанр публицистического стиля
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь