|
аудиторияаудитория В психологии — группа, воспринимающая речь. Обычно — пространственно размещенная группа малая, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством. Традиционно различают «прямоугольную» и «круговую» схемы размещения. Частный случай прямоугольного размещения — трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей располагается непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом расположении — типа «круглого стола» — слушатели общаются друг с другом, видя реакцию всех на свои сообщения. При прямоугольном размещении внимание членов группы сосредоточено на коммуникаторе. Аудитория средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и в принципе более внушаема (см. внушение); в сущности, она образована совокупностью групп малых. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. АУДИТОРИЯ (от лат. audire — слышать). 1. Учебное помещение для проведения лекций, семинаров и т. д. 2. Слушатели лекции, доклада, сообщения. В этом значении А. чаще всего обозначает малую группу, физически присутствующую в данном помещении и непосредственно воспринимающую обращенное к ней сообщение, что подразумевает: а) возможность личного взаимодействия между адресантом (учителем, лектором, докладчиком) и А. как группой адресатов; б) определенное пространственное размещение членов группы относительно коммуникатора и друг друга. Пространственная организация (см. Проксемика) связана с целями и задачами взаимодействия коммуникатора с коммуникантами, традициями и стилем общения между ними, а также числом людей, составляющих А. Принято выделять 2 принципиальные схемы размещения: А. прямоугольную (служащую разобщению адресатов и фокусированию их внимания на адресанте) и круговую (способствующую паритетности взаимодействия и активизации А.), а также целый ряд промежуточных форм, в т. ч. круговую сомкнутую, круговую разобщенную, трапециевидную, при которой небольшая часть А. размещается в непосредственной близости от коммуникатора. Роль пространственной организации А. важна, но не определяющая, и ее не стоит переоценивать. Такие факторы, как знакомство людей в аудитории друг с другом, их самооценки, предшествующий опыт, отношение к адресанту, совпадение — несовпадение их интересов и ценностей, значимость и актуальность предмета обсуждения, играют гораздо более серьезную роль. А. м. б. активной или пассивной; настроенной дружески, враждебно или равнодушно по отношению к адресанту или теме его сообщения; восприимчивой (рецептивной) или сопротивляющейся. 3. Слушатели радио и зрители телепередач. В этом случае А. не является реальной группой: ее члены м. б. разделены не только пространством, но и временем (при трансляции передач на разные регионы или при повторе передач). Имеет смысл выделять: а) непосредственную А. (люди, которые в данный момент времени слушают или смотрят данный выпуск данной передачи); б) постоянную А. (круг людей, которые обычно слушают или смотрят данную передачу) и в) потенциальную А. (те люди, которые, по замыслу авторов передачи, будут заинтересованы в ней). 4. В особом смысле А. — приверженцы, сторонники, фанаты к.-л. публичного лица (деятеля искусств, политика, спортсмена). (И. А. Мещерякова.) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|