психодрама


психодрама
(от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии (см. психотерапия групповая), в к-ром пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции (см. перцепция социальная), более глубокого самопознания. Понятие и процедура П. предложены Д. Морено (США), неправомерно трактовавшим этот метод как средство решения социальных проблем. (За рубежом использовался также термин «социодрама», означавший способ устранения конфликтов в группах здоровых людей). Для П. важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. П. применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при психосоматических заболеваниях (см. психосоматика) и алкоголизме, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Возможна семейная П. Элементы П. входят в поведенческую психотерапию, социально-психологический тренинг, деловые игры (см. тренинг социально-психологический, игра деловая).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


психодрама
(социодрама)
1. Как подход к коррекции психологической — связана с именем Дж. Морено, коего многие считают основателем психотерапии групповой. Он трактовал этот метод и как средство решения социальных проблем. За рубежом используется также термин «социодрама».
Один из первых видов групповой психотерапии (см. психоанализ групповой). Проводится как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих смысл личностный для участников, на моделирование жизненно важных для них ситуаций. Обычно участники моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Во многих вариантах работы рассказчик определяет участников действия и их роли. Возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов.
2. С иной точки зрения психодрама рассматривается как одна из методик проективных, относящаяся к группе методик катарсиса.
Цель психодрамы — диагностика и терапия неадекватных состояний и реакций эмоциональных, их устранение, отработка перцепции социальной, углубление самопознания.
В одном из типичных вариантов рассказывается история из собственной жизни. Сам рассказчик — протагонист — в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он проявит свои личностные особенности, что и определяет диагностическое значение.
Важные условия — доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катартический эффект, возникающий при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действа.
В психодраме обычно выделяются такие фазы, как разминка, действие и интеграция (обсуждение). Собственно действие в качестве желаемого конечного результата предполагает достижение максимально возможных катарсиса, познания и озарения.
Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Она применяется при неврозах, в том числе детских; при заболеваниях психосоматических и алкоголизме; при обострении психопатий и поведении девиантном подростков. Возможна семейная психодрама.
Элементы психодрамы широко применяются и в других терапевтических направлениях — в психоанализе, гештальт-терапии, терапии поведенческой, тренинге социально-психологическом, играх деловых, и пр.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


психодрама
Этимология. Происходит от греч. psyche - душа + drama - действие.
Автор. Я.Морено (начало 1920-х гг.).
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. Основана на катарсисе, который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Пациент проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Основными психотерапевтическими приемами выступают "пустой стул", "телесный контакт", "обмен ролями", "репетиция будущего".

Психологический словарь. . 2000.


ПСИХОДРАМА
(англ. psychodrama) — направление групповой психотерапии, использующее в качестве основной техники сценическую форму действия. Основоположником П. был Я. Морено (Moreno). Годом рождения П. считается 1921 г., когда был создан проект «Театр спонтанности». Морено следовал идее о том, что в основе человеческого существования лежит двойной принцип спонтанности и творчества. Исходя из клинических наблюдений и жизненного опыта, он сделал вывод, что создание ситуаций, в которых эти принципы высвобождаются, полезно для проработки проблем самого разного рода. Описывая психодраматический метод, он выделяет 5 основных инструментов: сцену субъекта (пациента), режиссера, штат вспомогательных помощников (или вспомогательные эго, Я) и публику. Каждый из этих элементов играет определенную роль. Так, сцена дает пациенту жизненное пространство, в котором он может почувствовать себя свободным, позволить себе самовыражение. При этом на сцене могут появиться не только «реальные» субъекты и объекты, но и внутренние персонажи пациента, которые именно в этой ситуации находят себе место. Сам субъект (протагонист в терминах П.) при этом должен реализовывать на сцене тот или иной элемент своей частной, конкретной жизни. В рамках П. ему предлагают пережить и сыграть самого себя и ту ситуацию, в которой он оказывается. При этом провозглашается принцип участия, согласно которому в ситуации пациента принимает участие большое число персонажей — и внутренних, и реальных. Как пишет Морено, «реальности не только боятся, но ее вызывают». Режиссер П. выступает в качестве постановщика, терапевта и аналитика. Он, во-первых, руководит происходящим на сцене, следуя прямым указаниям или улавливая малейшие намеки пациента; во-вторых, он взаимодействует с пациентом в качестве психотерапевта; в-третьих, в качестве аналитика он предлагает свои интерпретации происходящего. Вспомогательные Я — это участники группы, играющие значимых в жизни пациента людей. Они одновременно являются «дополнением» терапевта (ко-терапевтами) и к самому пациенту, проигрывая его ситуацию. Зрители, не принимающие непосредственного участия в П., но присутствующие при игре, с одной стороны, реагируя на происходящее, осуществляют воздействие на протагониста, а с другой стороны, сами оказываются в позиции пациента, воспринимая и сопереживая разворачивающемуся действию. Классическая П. состоит из 3 частей: 1) разогрев, во время которого активизируется спонтанность и креативность участников группы, формирует групповую сплоченность и групповую психодинамику и помогает участникам сосредоточиться на своих личных проблемах; 2) само драматическое действие, когда выбранный протагонист осуществляет и руководит проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может применять различные техники для помощи протагонисту, такие как обмен ролями, дублирование (один из участников группы присоединяется к протагонисту и активно участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (протагонист становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль исполняет др. участник группы) и др.; 3) шеринг (shearing), заключающая часть П., в процессе которой участники делятся своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а также рассматривают сходства собственных жизненных ситуаций с происходившим во 2-й части.
В целом, метод П. имеет своей целью помочь людям научиться решать свои проблемы в рамках микрокосма группы, свободной от обычных социальных норм и правил, через проигрывание своих фантазий, проблем, страхов и т. п. (А. А. Корнеев.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


Психодрама
Метод групповой психотерапии, основанный на действии. Разыггрывается несколько сцен, изображающих, например, события прошлого участника группы, внутренние драмы, фантазии, сны и т. д.. Роли в драме главного действующего лица (протогониста) могзут взять на себя другие участники группы.
Психодрама дает человеку возможность в безопасной терапевтичсской обстановке, под наблюдением терапевта, ведущего группу, исследовать свои эмоциональные проблемы и разрешить глубиншые внутренние конфликты.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.


Синонимы:
    драма


Просмотров: 2174
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • _about - Краткий психологический словарь
  • _about - Психологический словарь (И.М.Кондаков)
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Битва при Азазе
  • Битва при Арсуфе
  • Битва при Монжизаре
  • Битва при Рамле
  • Битва при Хариме
  • Битва при Харране
  • Битва при Хаттине
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • МЕТОД АФФЕКТИВНОЙ КОНТРАТРИБУЦИИ ГРИНЕНКО И КРУПИЦКОГО ПРИ ЛЕЧЕНИИ АЛКОГОЛИЗМА
  • МЕТОД МИНИ-ИНТЕРВЕНЦИИ ПРИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
  • МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ «ТЕПЛЫЕ КЛЮЧИ» ЭЙДЕМИЛЛЕРА И ВОВКА
  • МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Морено метод психодрамы
  • ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Психодрама (psychodrama)
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ ПСИХОЗАХ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС (central nervous system disorders)
  • Слабоумие при эпилепсии
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь