научение социальное


научение социальное
— термин, введенный 6ихевиористами (см. бихевиоризм) и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним. Н. с. объяснялось при этом исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление) и экспериментально изучалось на животных. Так, белая крыса следовала в лабиринте за другой лишь в том случае, если реакции этой другой подкреплялись пищей. В дальнейшем указанный подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира» (А. Бандура). Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать. Приобретение новых реакций является в этих условиях менее длительным процессом, чем при выработке обычных навыков. В опытах по Н. с. детям демонстрировались фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия (положительные или отрицательные). В зависимости от характера наблюдаемых последствий (вознаграждение или наказание) испытуемые подражали образцу в большей или меньшей степени. Хотя в этом варианте концепция Н. с. и допускает возможность выбора субъектом ответного действия, в целом она является механистической и разделяет общие методологические просчеты бихевиоризма.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


научение социальное
— термин введен бихевиористами; означает обретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. Научение социальное объяснялось, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных.
Позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Поэтому даже в случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается им подражать. В таких условиях приобретение новых реакций — не столь длительный процесс, как при выработке обычных навыков.
В опытах по научению социальному детям показывали фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия — положительные или отрицательные. В зависимости от характера наблюдаемых последствий испытуемые в большей или меньшей степени подражали образцу. Хотя в этом варианте концепция научения социального допускает возможность выбора субъектом ответного действия, в целом она механистична и разделяет общие методологические особенности бихевиоризма.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


Просмотров: 1063
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • _about - Краткий психологический словарь
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • Ассоциация Новых Экуменических Исследований
  • Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых...
  • Выработка условных компенсаторных реакций (conditioning of compensatory reactions)
  • Генератор новых поведений
  • Дорки–Амен методика исследования реакций тревоги
  • Концепция Внутренней Речи
  • Концепция Внутренней Речи
  • НАУЧЕНИЕ
  • НАУЧЕНИЕ
  • НАУЧЕНИЕ (у животных)
  • НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
  • Научение
  • Научение У Животных
  • Научение путем проб и ошибок
  • ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (ОСЛОЖНЕНИЯ) ГИПНОТЕРАПИИ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ
  • Расстройство в виде дефицита внимания с гиперактивностью, связанное с нарушением поведения
  • СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ
  • Стратегии генерации новых поведений
  • концепция внутренней речи Блонского
  • концепция внутренней речи Выготского
  • концепция речи внутренней
  • научение
  • научение у животных
  • реакция выбора
  • речи внутренней Блонского концепция
  • речи внутренней Выготского концепция
  • стать буддой в этом теле



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь