мозг


мозг
— центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. У позвоночных и человека анатомически различают спинной М. (находится в позвоночном канале) и головной М. (в черепной коробке). М. покрыт тремя оболочками — твердой, паутинной, сосудистой. Ткань М. состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление главным образом отростков нервных клеток) вещества. Спинной М. делится на 4 отдела: шейный, грудной, поясничный и крестцовый, а также на сегменты (всего насчитывается 31–33 сегмента). Продолжением спинного М. в полости черепа является продолговатый М. Головной М. состоит из ствола и большого (конечного) М. Последний разделяется продольной щелью на два полушария: правое и левое. Основную массу полушарий большого М. составляют подкорковые (или базальные) ядра, а также подкорковое белое вещество. Полушария большого М. покрыты слоем серого вещества — коры головного М. С точки зрения психологии нельзя говорить о «локализации» отдельной психологической функции в том или ином участке М. Психологические функции представляют собой функциональные системы, реализуемые совместной работой ансамбля мозговых зон. При этом в головном М. человека выделяется три основных блока:
1) блок тонуса коры (энергетический блок М.), источниками тонуса являются как приток информации из внешнего мира, так и импульсы из внутренней среды;
2) блок приема, переработки и хранения информации включает в свой состав аппараты, расположенные в задних отделах коры головного М., и, в отличие от аппаратов первого блока, имеет модально-специфический характер (зрительная, слуховая или тактильная информация); каждая зона коры, входящая в состав этого блока, построена иерархически, включает три уровня: первичные зоны осуществляют функцию раздробления (анализа) поступающей информации; вторичные зоны несут функцию объединения (синтеза) или сложной переработки доходящей до субъекта информации; третичные зоны служат для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов;
3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности включает аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место в нем занимают лобные отдела большого М. Этот блок также построен иерархически: первичные двигательные поля несут импульсы к определенным группам мышц;
вторичные (премоторная область) подготавливают пуск двигательных импульсов и обеспечивают выполнение сложных двигательных (кинетических) «мелодий» (двигательных навыков); третичные отделы лобной коры (хорошо развитые только у человека) играют решающую роль в создании намерений, формировании программы действий, к-рые осуществляют эти намерения, и контроле деятельности (см. также Асимметрия функциональная головного мозга).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.


мозг
— центральный отдел системы нервной человека и животных, главный орган психики. У позвоночных животных и человека анатомически различают мозг спинной (в позвоночном канале) и мозг головной (в черепной коробке).
Мозг покрыт тремя оболочками — твердой, паутинной и сосудистой. Ткань мозга головного состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление преимущественно отростков нервных клеток) вещества.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


мозг
Категория. Центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками.
Структура. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.

Психологический словарь. . 2000.


МОЗГ
(англ. brain) — центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. Нервная ткань, составляющая основную массу М., образована нервными и глиальными клетками и их отростками. Скопление нервных клеток образует т. н. серое вещество М.; отростки нервных клеток (нервные волокна — аксоны, или осевые цилиндры) составляют т. н. белое вещество М. У беспозвоночных животных термином «М.» обозначают скопления нервных клеток (узлы, или ганглии), расположенные на головном конце тела.
У позвоночных животных и человека различают головной М., находящийся в полости черепа, и спинной М., помещающийся в позвоночном канале. Спинной М. делится на 4 отдела — шейный, грудной, поясничный и крестцовый, а также на сегменты (всего насчитывается 31-33 сегмента). Продолжением спинного М. в полости черепа является продолговатый М. В спинном М. серое вещество расположено внутри и окружено слоем белого вещества. Нервные клетки в составе серого вещества спинного М. образуют скопления (ядра), которые разделяются на моторные, чувствительные и вегетативные. От спинного М. в виде 2 корешков — переднего и заднего — отходят спинномозговые нервы. Передний корешок содержит г. о. аксоны крупных моторных нейронов спинного М., направляющихся к соматическим мышцам. Задний корешок образован центральными отростками клеток спинномозговых узлов; эти отростки следуют в спинной М.
Головной М. состоит из ствола и конечного М.
В стволе головного М. различают: ромбовидный М. (состоящий из продолговатого М., варолиева моста и мозжечка); средний М., состоящий из ножек М. и пластинки четверохолмия; межуточный (промежуточный) М., в состав которого входят зрительный бугор (таламус), надбугорная область (эпиталамус), забугорье (метаталамус), подбугорье (гипоталамус).
Из стволовой части головного М. выходит 12 пар черепно-мозговых нервов, ядра которых располагаются на разных уровнях продолговатого М., варолиева моста и среднего М. (XII — подъязычный, XI — добавочный, X — блуждающий, IX — языкоглоточный, VIII — слуховой, VII — лицевой, VI — отводящий, V — тройничный, IV — блоковидный, III — глазодвигательный). 2 оставшиеся пары черепно-мозговых нервов (I — обонятельный, II — зрительный) анатомически относятся к переднему М.
Помимо ядер черепно-мозговых нервов в стволе головного М. располагаются др. клеточные образования (нижние оливы, ретикулярная формация, ядра варолиева моста, бугорки четверохолмия, красное ядро, черная субстанция, ядра зрительного бугра и др.), а также нервные волокна, образующие системы восходящих и нисходящих волокнистых трактов, которые связывают спинной М. и ствол головного М. с конечным М.
Конечный М. (телэнцефалон) разделяется продольной щелью на 2 полушария: правое и левое. Полушария соединяет межполушарная спайка — мозолистое тело, в составе которого проходят волокна, связывающие г. о. симметричные участки коры больших полушарий; др. спайками большого мозга являются передняя и гиппокампова комиссуры. Основную массу полушарий М. составляют подкорковые (или базальные) ядра (хвостатое, чечевичное, миндалевидное), ограда, а также подкорковое белое вещество. Полушария конечного М. покрыты слоем серого вещества — коры головного М.
Конечный М., к которому относятся большие полушария головного М. и базальные ганглии (см. Ганглии), и упоминавшийся выше промежуточный М. вместе составляют т. н. большой (или передний) М.
В центре спинного М. проходит капиллярная полость, т. н. спинномозговой канал, который, расширяясь, образует на уровне продолговатого М. IV мозговой желудочек; последний посредством сильвиева водопровода соединяется с непарным III желудочком, находящимся в конечном М. В средней части полушарий конечного М. находятся боковые желудочки М. Спинной и головной М. окружен мозговыми оболочками (мягкой паутинной и твердой). В подоболочечном пространстве, желудочках мозга, т. н. сильвиевом водопроводе и спинномозговом канале находится спинномозговая жидкость. См. Блоки мозга, Глубокие структуры мозга.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.


мозг
МОЗГ (с. 387)
«Холмс взял шляпу в руки и стал пристально разглядывать ее проницательным взглядом, свойственным ему одному.
- Конечно, не все достаточно ясно, - заметил он, - но кое-что можно установить наверняка, а кое-что предположить с разумной долей вероятия. Совершенно очевидно, например, что владелец ее - человек большого ума...
- Должен признаться, что я не в состоянии уследить за ходом ваших мыслей. Например, откуда вы взяли, что он умен?
Вместо ответа Холмс нахлобучил шляпу себе на голову. Шляпа закрыла его лоб и уперлась в переносицу.
- Видите, какой размер! - сказал он. - Не может же быть совершенно пустым такой большой череп» (А.Конан Дойль. «Приключения Шерлока Холмса»).
Прав ли великий сыщик в своих рассуждениях? Действительно, мышление человека - результат работы головного мозга. Правда, люди не всегда так считали, но об этом - чуть позже. Но верно ли, что крупный размер головы (а значит - и мозга) - свидетельство большого ума? Установлено, что в среднем вес человеческого мозга составляет около полутора килограммов. Исследователям удалось оценить размеры мозга многих людей, в том числе и выдающихся. Оказалось, что у писателя И.А.Тургенева и английского поэта Джорджа Байрона мозг был очень большой - около 2 кг, а вот у философа Иммануила Канта и французского писателя Анатоля Франса - почти в два раза меньше. Но никто не решился бы сказать, будто Анатоль Франс был вдвое глупее Джорджа Байрона. (Да и Холмс едва ли считал, что умом уступает неизвестному владельцу шляпы.) Тем более оказалось, что самый крупный из изученных образцов мозга принадлежал человеку умственно отсталому. Поэтому не надо торопиться обмерять свою голову. Так можно установить лишь размер шапки, но вовсе не умственные способности.
Успешная умственная работа зависит от многих причин. Одна из самых важных — снабжение мозга кровью через сеть пронизывающих его сосудов. В конце XIX в. итальянский физиолог Анджело Моссо проделал интересный опыт. Он уравновесил спокойно лежащего человека на специальных весах, похожих на детские качели. Когда этот человек начал решать умственные задачи, весы вышли из равновесия: голова стала тяжелее. Так удалось доказать, что умственная работа связана с приливом крови к мозгу.
Позднее в этой связи было даже высказано предположение, что тугой воротничок, а тем более туго завязанный галстук сжимают идущие к голове сосуды, затрудняют кровоснабжение мозга и этим препятствуют умственной деятельности. Правда, экспериментально этого доказать не удалось.
Впрочем, результаты опыта Моссо можно истолковать иначе. Физиологам давно известно, что активность того или иного органа вызывает прилив к нему крови. Например, пищеварение требует прилива крови к желудку (и соответственно - оттока ее от головы, так что становится ясно, почему умственная работа не очень результативна после плотного обеда). Прилив крови к голове при решении задач - наглядное свидетельство того, что именно головной мозг отвечает в организме за умственную деятельность. Сегодня это кажется ясным, но на протяжении веков этот вопрос оставался предметом размышлений и споров.
Как видно из «Хирургического папируса» древних египтян, они еще тысячи лет назад догадывались о связи разума с мозгом. В V веке до нашей эры греческий философ Алкмеон говорил, что головной мозг — «это седалище души и сознания». По мнению других ученых, душа обитала в сердце, третьи помещали ее в желудок. Величайший ученый древнего мира Аристотель полагал, что мозг служит лишь как орган охлаждения тела. Еще Шекспир осторожно писал о мозге как о том месте, «где, по мнению некоторых, расположен дом души». «Скажи мне, где мечты начало? Мозг, сердце ль жизнь ей даровало?» - спрашивал он устами своих героев. Сегодня, благодаря чудесам хирургии, мы знаем о людях, которым искусно пересажено чужое сердце. Это, как известно, нисколько не изменило мир их воспоминаний, мыслей и чувств.
Первые факты, научно доказавшие роль мозга в произвольных движениях и ощущениях, были получены римским врачом Галеном, жившим во II в. до н. э. Для выяснения функций различных органов Гален предложил метод, который стал позднее называться методом разрушения (экстирпации). Суть метода проста: у подопытного животного удаляют орган или его часть и по возникшему расстройству функций определяют значение удаленного органа.
Гален обнаружил, что мозг связан нервами со всеми органами. Если перерезать нерв, связывающий мозг и мышцу, то мышца перестает действовать, обездвиживается. Перерезка нервов, отходящих от органов чувств, приводит к тому, что животное утрачивает способность воспринимать предметы.
Гален также установил, что в головном мозгу имеются желудочки, наполненные жидкостью. Из этого он заключил, что нервы являются тончайшими трубками, по которым от мозга к органам и от органов к мозгу перемещается особая жидкость — психическая пневма. Эта идея, которую современные ученые считают ошибочной, долго продержалась в науке.
В Новое время оригинальную теорию предложил французский ученый Рене Декарт (1596-1650). Он полагал, что организм действует подобно механическому устройству. Внешнее воздействие натягивает «нити», идущие в нервах от органов чувств к мозгу. «Нити» открывают клапаны, и «животные духи» из желудочков мозга поступают в мышцы и раздувают их. В результате мышцы сокращаются и приводятся в движение.
Декарту удалось показать, что многие действия человека и животных - это ответ нервной системы на воздействия окружающей среды.
Эта мысль была подхвачена многими учеными. Чешский физиолог и врач Иржи Прохаска (1749-1820) в опытах на животных подтвердил идею Декарта и ввел понятие «рефлекс». В дальнейшем представления Декарта о механизмах нервного поведения не подтвердились, но его идеи о рефлекторной работе мозга получили дальнейшее развитие.
По мере того как связь с психической деятельностью становилась все более очевидной, ученые стали задумываться над тем, существуют ли нервные центры, управляющие психическими свойствами и способностями. Мнения разделились: одни полагали, что психические свойства зависят от работы всего мозга, который функционирует как единое целое; другие считали, что каждая часть мозга связана с определенными способностями.
Вторую точку зрения отстаивал австрийский ученый Франц Иосиф Галль (1758-1828), причем он довел ее до логической крайности. Галль считал, что практически любым свойством - умом, нежностью, даже любовью к родине - заведует определенный участок мозга, если он увеличивается - данный талант возрастает, а на голове в соответствующем месте появляется выпуклость. Достаточно ощупать голову - и весь внутренний мир человека как на ладони. Сопоставляя форму черепа с особенностями поведения множества людей, Галль составил подробную карту мозга. Он считал, что в лобных долях находятся центры остроумия и агрессивности, в затылочных областях — центры общительности и смелости, в височных - центры скрытности и бережливости, в теменных - центры самолюбия и т.д. Тщеславие, музыкальность, религиозность и многое другое, согласно рассуждениям Галля, проявлялись в виде «шишек» на голове. Так родилась целая наука - френология, завоевавшая немало сторонников. Например, в России некий Матвей Волков писал, что незавидное положение крестьян зависит оттого, что у них сильно развиты бугры «противоборности» и недостаточно - «почтительности». В фашистской Германии френологическими измерениями пытались доказать превосходство арийской расы.
Однако решение данного вопроса совсем не так просто, как хотелось представить Галлю. Функции различных участков коры головного мозга связаны с ее микроскопическим строением, так называемой цитоархитектоникой мозга.
Кора головного мозга человека имеет толщину 2-5 миллиметров и состоит примерно из 15 миллиардов нервных клеток (нейронов), величина которых колеблется от 0,005 до 0,05 миллиметра. Они различны как по форме, так и по выполняемым функциям. Некоторые из этих клеток имеют до 10 тысяч контактов со своими «коллегами».
Можно считать доказанным, что тот или иной вид психической деятельности связан с определенными центрами коры головного мозга. Однако под «центром» надо понимать не просто определенный участок коры мозга, а сложнейшие взаимодействия многих мозговых полей, более или менее легко замещающих друг друга.
Поражения отдельных участков мозга (кровоизлияния, ранения и т.п.) могут привести к серьезным нарушениям в сознании и поведении человека. Однако в ряде случаев при специальном обучении, а иногда и самопроизвольно достигается уравновешивание нанесенного ущерба за счет перераспределения функций между участками мозга.
Как нередко бывает в истории науки, прогресс в изучении этого вопроса начался тогда, когда случайно обнаружились факты, совершенно несовместимые с общепринятыми представлениями. Эти факты убедительно, хотя и неумышленно, продемонстрировал американец Финеас Гейдж. В сентябре 1848 г. Финеас Гейдж старший мастер бригады дорожников-строителей, получил сквозное ранение головы железной палкой и благодаря этому неожиданно достиг бессмертия. Это не значит, что он отправился прямо в рай, ибо он остался в живых. Но именно подробности его выздоровления послужили основой той немалой славы, которая выпала на его долю.
В течение часа Гейдж находился в оглушенном состоянии, после чего он смог с помощью сопровождавших его людей пойти к хирургу и по дороге спокойно и невозмутимо рассуждал о дырке в своей голове. В конце концов он оправился от инфекции, развившейся в ране, и прожил еще 12 лет.
Как ни поразителен был счастливый исход столь внушительной травмы, не менее поразительными оказались ее последствия. Поражало в них именно отсутствие резких изменений психики. Гейдж по-прежнему оставался дееспособной личностью; у него не обнаружилось ни малейшей потери памяти, и он был в состоянии заниматься своим делом. Снижение умственных способностей у Гейджа казалось несоизмеримо малым для человека с таким обширным повреждением той части мозга, которую издавна считали основой высших интеллектуальных процессов.
Некоторые изменения у Гейджа все же произошли, но они носили совсем не тот характер, которого следовало ожидать исходя из существовавших теорий. По-видимому, затронуты были главным образом особенности его личности, а не умственные способности. До несчастного случая он был тактичным и уравновешенным человеком, хорошим работником; теперь он стал невыдержанным и непочтительным, часто позволял себе грубую брань и мало считался с другими людьми. Он сделался упрямым, но переменчивым и нерешительным. Из-за этих новых черт характера ему уже нельзя было доверить руководство бригадой. Да он и не проявлял склонности к какому бы то ни было труду - вместо этого он предпочел странствовать, зарабатывая на жизнь тем, что демонстрировал себя и свою травму.
В свете данных, накопившихся за последующие годы, случай с Финеасом Гейджем выглядит довольно типично. Человек, который был честолюбивым, хорошо приспособленным, целеустремленным и тактичным, после травмы лобных долей обнаруживает отсутствие внутренних стимулов, безразличие к чувствам других людей, снижение инициативы и организаторских способностей, бестактность и нередко общее тупоумие. Поэтому большинство специалистов считают, что наиболее заметными следствиями повреждения лобных долей являются изменения личности.
В целом, однако, мозгу свойственны величайшая пластичность и замещаемость одних участков другими. Зншенитый французский бактериолог Луи Пастер (1822-1895), когда ему было 46 лет, перенес кровоизлияние в правое полушарие мозга. Ученый прожил 73 года. Вскрытие, произведенное после его смерти, показало, что замечательные работы, спасшие человечество от заболевания бешенством и увековечившие имя Пастера, он выполнял одной лишь левой половиной мозга, так как правая была почти вся атрофирована.
Однако нельзя сказать, что полушария головного мозга, симметричные по своему строению, абсолютно одинаковы по функциям. Согласно традиционным взглядам у взрослых людей (в подавляющем большинстве случаев — правшей) левое полушарие считается доминантным — главным. Оно управляет движениями главной — правой — руки и речью. Функции правого полушария, которое у правшей ведает левой рукой, до последних лет оставались неясными, хотя удивительная для того времени догадка о них, теперь подтвердившаяся, была высказана английским неврологом Х.Джексоном более 100 лет назад. Джексон полагал, что правое полушарие занято прежде всего наглядным восприятием внешнего мира — в отличие от левого, которое преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами. Проверка и уточнение этой гипотезы оказались возможными лишь недавно благодаря материалу, накопленному при хирургических операциях над мозгом, в частности при рассечении двух полушарий мозга.
Принципиальные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые экспериментально обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р.Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и с изумлением обнаружил, что два полушария единого доселе мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и даже не всегда до конца понимают друг друга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира и их изображениями. Когда отключали левое, а работало одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В дальнейшем эти различия были подтверждены в многочисленных экспериментах.
Подобно тому как существуют противоположные типы темперамента, так есть и люди с относительно преобладающей активностью одного из полушарий. Среди «левополушарных» много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Нередко они подчеркнуто рациональны, склонны к формальной логике, тонкие ценители классической музыки. Они много и охотно пишут, свободно владеют иностранными языками, имеют выверенную, грамматически правильно построенную речь. Для них характерно обостренное чувство долга, ответственности, принципиальности. Они подчеркнуто последовательны и расчетливы в своих действиях.
«Правополушарные» люди обладают конкретным и в то же время образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Их речь эмоциональна и часто сопровождается жестикуляцией. Как правило, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Часто это люди настроения, действующие по наитию или по «велению сердца». Характерно и то, что они вначале делают, а потом думают, в то время как «левополушарный» человек «семь раз отмерит, потом отрежет». «Правополушарные», однако, быстрее обобщают, подсознательно, интуитивно находят нужные решения, хорошо ориентируются в новой обстановке.
Простой и забавный способ узнать, куда смещена асимметрия полушарий, предлагает Джеймс Остин в своей книге «Поиск, случайность и творчество». Попросите человека посмотреть на вас в то время, когда он будет отвечать на вопросы. Вопросы эти должны быть такими, чтобы справиться с ними могло и то и другое полушарие. Остин предлагает Два на выбор: «Если бы вы были президентом, то как бы вы поступили с Ближним Востоком?» и «В чем смысл пословицы: «Худой мир лучше доброй ссоры»?». Если внимательно наблюдать за собеседником, вы увидите, что, продумывая ответ, он переводит свой взгляд (и часто поворачивает голову) в какую-то сторону. Как правило, в 80% случаев люди выбирают одно, характерное для них направление взгляда. И тем самым раскрывают перед вами соотношение между двумя полушариями мозга.
Кто бросает быстрый взгляд налево? Те, кто более склонны фокусировать внимание на своем внутреннем опыте и переживаниях. Эти люди в школе хорошо успевали по всем гуманитарным предметам, у них хорошая образная память, они легко поддаются гипнозу. Это, впрочем, и неудивительно, потому что загипнотизировать можно лишь человека, чей внутренний опыт богат, кто умеет воспринимать импульсы, идущие «изнутри», и обладает развитым воображением.
Люди, переводящие взгляд вправо, прежде чем начать думать над ответом, - это те, кто обычно получали в школе хорошие отметки по математике. Им, правда, легко давался и иностранный язык, да и вообще речь у них в высшей степени развита. Иными словами, перед нами портрет «левополушарного» человека.
При чем тут, однако, взгляд? Остин считает, что он создает предустановку - физиологическое смещение, благодаря которому одно полушарие запускается в работу на доли секунды раньше другого, берет на себя лидерство в решении задачи и притормаживает активность противоположной половины мозга. (Справедливости ради надо отметить: Остин и сам сомневается, что предлагаемый им метод точен.)
Мозг каждого человека уникален. Необходимо лишь помнить, что его индивидуальные отличия - это скорее особенности, а не достоинства. Обладая столь тонким и сложным инструментом, любой человек способен решать разнообразные задачи в соответствии со своими склонностями и способностями. Как происходит этот процесс, во многом объясняет наука о мозге. Однако ей предстоит еще немало открытий в этой загадочной области.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.


Синонимы:
    визига, вторая вселенная, диэнцефалон, мезоцефалум, наномозг, сознание, ткань, ум, центр, ядро


Просмотров: 2271
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АСИММЕТРИЯ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • Атеросклероз сосудов головного мозга
  • Атрофии головного мозга системные
  • Атрофия головного мозга гранулярная
  • Блоки Мозга
  • Глубокие Структуры Мозга
  • ДОМИНАНТНОЕ / СУБДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Контузия мозга
  • Кора Головного Мозга
  • Латерализация Функций Головного Мозга
  • Латерализация головного мозга (brain laterally)
  • Минимальная дисфункция головного мозга
  • Мозговой синдром с пресенильным поражением мозга
  • Повреждения головного мозга (brain injuries)
  • РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Сдавление головного мозга
  • Склероз сосудов головного мозга
  • Склероз туберозный головного мозга
  • Состояние после сотрясения головного мозга
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • асимметрия функциональная головного мозга
  • блоки мозга
  • глубокие структуры мозга
  • кора головного мозга
  • латерализация функций головного мозга
  • литерализация функций головного мозга
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • функциональная асимметрия мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь