нарциссизм


нарциссизм
Нем.: Narzissmus. - Франц.: narcissisme. - Англ.: narcissism. - Исп.: narcisis-mo. - Итал.: narcisismo. - Португ.: narcisismo.
• Согласно мифу о Нарциссе, любовь к собственному образу.
• 1) Термин «нарциссизм» (а) впервые появляется у Фрейда в 1910 г. Для обозначения гомосексуального выбора объекта: гомосексуалисты «…видят сексуальный объект в самих себе; они исходят из нарциссической установки и ищут похожих на себя молодых людей, которых они могли бы любить так же, как мать любила их» (la).
Открытие нарциссизма заставляет Фрейда предположить - в случае Шребера (1911) - существование особой стадии сексуального развития, промежуточной между автоэротизмом и объектной любовью. «Субъект начинает видеть (объект любви/ в самом себе, в своем теле» (2), что позволяет впервые свести сексуальные влечения воедино. Ту же точку зрения мы находим и в «Тотеме и табу» (Totem und Tabu, 1913).
2) Мы видим, что Фрейд пользовался понятием нарциссизма еще до того, как посвятил ему отдельное исследование (К введению в нарциссизм (Zur Einfьhrung des Narzissmus, 1914)). В этом тексте понятие нарциссизма вводится в психоаналитическую теорию в целом, прежде всего в область либидинальных влечений. В самом деле, при психозе («нарциссическом неврозе»*) либидо способно к перенагрузке Я при разгрузке объекта; а это предполагает, что "…по сути, нагрузка Я при этом сохраняется и относится к объектным нагрузкам так же, как тело живой протоплазмы - к выпускаемым ею ложноножкам" (За). Опираясь на принцип сохранения либидинальной энергии, Фрейд устанавливает равновесие между Я-либидо (Я, нагруженным либидо) и «объектным либидо»: «Чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое» (Зb). "Я следует рассматривать как большой резервуар, откуда либидо устремляется к объектам, - всегда готовый вновь поглотить либидо, отливающее от объектов" (4).
В рамках энергетической концепции, признающей постоянство либидинальных нагрузок Я, наше определение нарциссизма представляет его не как стадию развития, но как застой либидо, не преодолимый никакой нагрузкой объектов.
3) Этот процесс разгрузки объекта и востребования либидо субъектом уже был описан К.Абрахамом в 1908 г. на примере раннего слабоумия: «Психосексуальная характеристика раннего слабоумия - это возврат пациента к автоэротизму /…/. Больной переносит на себя как на единственный сексуальный объект все то количество либидо, которое нормальный человек распределяет между окружающими его одушевленными и неодушевленными предметами» (5). Фрейд разделяет эти идеи Абрахама: «…они приняты психоанализом и стали основой нашего отношения к психозам» (6), добавляя (и это добавление позволяет уточнить суть нарциссизма в сравнении с автоэротизмом*), что Я поначалу не представляет собой единства и что для создания целостного Я требуется «дополнительное психическое действие» (Зс).
Если мы стремимся сохранить различие между тем состоянием, при котором сексуальные влечения удовлетворяются беспорядочно и независимо друг от друга, и нарциссизмом, при котором объектом любви становится Я как целое, приходится предположить, что формирование Я начинается уже в период детского нарциссизма.
По этому вопросу в психоаналитической теории не существует единой точки зрения. Можно предположить, что Я складывается одновременно и параллельно со становлением схемы тела, причем формирование такого единства ускоряется, если собственнное Я субъекта складывается по образу другого человека. Тогда нарциссизм - это страстная любовь объекта к этому образу. Жак Лакан обнаружил соответствие между начальным моментом в формировании Я и исходным нарциссическим опытом, так называемой стадией зеркала* (7). С этой точки зрения, определяющей Я через его самоотождествление с образом другого человека, нарциссизм, даже «первичный», не есть состояние, лишенное интерсубъективного отношения, но, напротив, интериоризация такого отношения. Такова фрейдовская трактовка нарциссизма в «Скорби и меланхолии» (Trauer und Melancholie, 1916), где речь идет о «нарциссическом (само)отождествлении» с объектом (8).
Однако во второй теории психического аппарата мы уже не встречаем у Фрейда этих идей. На их место встает противопоставление первичного (необъектного) нарциссического состояния объектным отношениям. Это изначальное состояние, или первичный нарциссизм, отличается полным отсутствием отношения к окружению, слитностью Я и Оно : его прообразом служит внутриутробная жизнь, более или менее точно отображаемая в снах (9).
Идея более позднего нарциссизма, связанного с формированием Я через (само)отождествление с другими людьми, не исчезает, ' однако это состояние называется уже не «первичным», а «вторичным» нарциссизмом (10а). "Нарциссизм Я - это вторичный нарциссизм, извлеченный из отношения к объектам" (l0b). Эти глубокие изменения во взглядах Фрейда происходят одновременно с введением понятия Оно* как отдельной инстанции, из которой путем дифференциации возникают другие инстанции, с пересмотром понятия Я*, при котором акцент ставится не только на его порождение в результате ряда (само)отождествлений, но и на его особую приспособительную функцию, наконец, со стиранием различий между автоэротизмом* и нарциссизмом. Если понять эти идеи буквально, мы столкнемся с тем, что противоречит опыту, - с утверждением, будто восприятия новорожденного лишены окна во внешний мир, и тем самым с наивной идеалистической апорией, осложненной моментом «биологизма»: а как тогда перейти от самозамкнутой монады к постепенному признанию объекта?

Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа. . 1998.


Синонимы:
    автомоносексуализм, аутомоносексуализм, аутоэрастия, аутоэротизм, извращение, самовлюбленность, самолюбование, самообожание


Просмотров: 1357
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Словарь психоаналитических терминов





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Где это было?
  • знание-как и знание-что
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО
  • ЛИБИДО СТАДИИ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Нарциссизм
  • НАРЦИССИЗМ
  • нарциссизм
  • НАРЦИССИЗМ
  • НАРЦИССИЗМ
  • нарциссизм вторичный
  • нарциссизм: удар
  • объект-либидо
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь