Хадис


Хадис сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9 в значении рассказа, сообщения. Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина. Эти примеры и комментарии были также санкционированы Аллахом, так как в кораническом аяте говорится: «И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) - лишь откровение внушенное...» (53: 3-4). А в сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис, в котором пророк Мухаммад говорит, что ему от Бога дана не только Книга (Коран), но и нечто похожее на нее (т.е. Сунна) (Абу Давуд, Сунан, II, 505) Таким образом, хадисы, а в широком смысле вся Сунна, как и Коран, является Божественным откровением. Коран является откровением, непосредственно переданным Аллахом пророку Мухаммаду и записанным на «защищенной скрижали» (См. Левх аль-Махфуз), а Сунна является откровением, опосредованным речами и поступками пророка Мухаммада. При этом, хадисы могут повторять смыслы Корана, либо комментировать их, либо же предписывать какие-либо действия, о которых в Коране прямо ничего не говорится. Существует даже специальная категория Богооткровенных хадисов, которые отличаются от обычных хадисов тем, что их смыслы исходили от Аллаха, но были переданы пророком Мухаммадом (См. Хадис аль-Кудси). Если пророк по незнанию совершал какие-либо ошибки, то Аллах сразу же поправлял его откровением. В связи с этим, жизненный путь пророка Мухаммада является тем идеалом, с которого должны брать пример все мусульмане. В Коране о необходимости следования за примером пророка Мухаммада говорится в нескольких аятах, например:
- «Скажи [, Мухаммад]: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи". Аллах - прощающий, милосердный. Скажи [, Мухаммад]: "Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих» (3: 31-32);
- «Повинуйтесь Аллаху и посланнику: быть может, вы будете помилованы» (3: 132);
- «Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил» (59: 7).
Слово «хадис» во многих случаях сходно по своему значению со словом «сунна», так как они оба употребляются в смысле отношения того или иного слова или действия к словам и действиям пророка Мухаммада. Однако существует и разница в смыслах этих слов, так как слово «хадис» в переводе означает сообщение, которое передано со слов пророка; а «сунна» - это следование тем жизненным путем, который указан пророком.
История хадисов
Различные сообщения о пророке Мухаммаде, его речи и деяния стали впервые изучать и записывать еще при жизни пророка Мухаммада. Однако в то время возникла опасность смешения хадисов с аутами Корана. Поэтому первоначально он запретил записывать хадисы. В сборнике хадисов Муслима содержится хадис, переданный Абу Саидом аль-Худри, в котором пророк предписывал записывать только откровения Корана и уничтожать все повествования о его речах и жизни. Но в этом же хадисе он разрешил своим сподвижникам передавать различные свидетельства о нем в устной традиции. Кроме того, в качестве исключения, пророк позволял некоторым своим приближенным записывать отдельные повествования о его жизни. После завершения ниспослания большинства аятов Корана многие тысячи мусульман уже знали его наизусть и умели различать аяты от других повествований о жизни Мухаммада. Поэтому пророк отменил запрет на детальное изучение и записи хадисов. В сборнике хадисов Тирмизи есть сообщение о том, что он разрешил запись его хутбы после завоевания Мекки. Тем не менее, в период правления первых Праведных халифов и даже в период табиунов записей хадисов было мало и это не приветствовалось в мусульманском обществе. Они были известны в основном в устной традиции. Причиной опять же было опасение того, что записанные хадисы со временем могут подменить Коран. Тем не менее, мусульманская традиция сохранила повествования о том, что некоторые сподвижники пророка Мухаммада записали достаточно большое количество сообщений о его жизни и речах. Эти записи, наряду с устной традицией на протяжении длительного времени были известны мусульманам. Затем они вошли в состав более фундаментальных сборников хадисов. После этого, ранние записи оказались невостребованными и постепенно были утеряны. Например, у Тирмизи есть информация о том, что Саад ибн Убада аль-Ансари имел записи хадисов пророка. По этим записям его сын передавал хадисы другим людям. А у Бухари сообщается, что записи Саада ибн Убады были частью записей другого сподвижника Абдуллы ибн Абу Ауфа. Ибн Сад в «Табакате» сообщал, что записанные хадисы пророка были у Джабира ибн Абдуллы (ум. в 78 г. х.). Муслим в своем «Сахихе» упоминал, что они касались проблем хаджа. Свитки с хадисами имели Самура ибн Джундаб (ум. в 60 г. х.), Джабир ибн Абдулла (ум. в 78 г. х.), Абдулла ибн Аббас (ум. в 69). Самым известным же был сборник Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса (ум. в 65 г. х.) под названием «Сахифа ас-Садика» (верные свитки), который также не сохранился в оригинале до наших дней. Наиболее ранним сборником хадисов, который сохранился до наших дней, является «Сахифату Хаммам». Этот сборник был составлен Хаммамом ибн Мунаббихом (ум. в 101 г. х.), который записывал хадисы непосредственно от своего учителя - сподвижника пророка и известного передатчика хадисов Абу Хурайры, на собраниях которого он участвовал. «Сахифату Хаммам» был составлен в середине I века хиджры и найден в архивах Берлина и Дамаска и в нем содержится 138 хадисов. Особая ценность этого сборника в том, что все записанные там хадисы были приведены и в более поздних сборниках - «Муснаде» Ахмада ибн Ханбаля и «Сахихе» Бухари, что еще раз подтвердило их подлинность. Первым государственным деятелем, который распорядился на официальном уровне составить сборники хадисов был омейядский халиф Омар II ибн Абд аль-Азиз (ум. в 101 г.х.). Он сделал это из-за опасения забвения многих известных в его время хадисов, так как постепенно уходили из жизни представители первого поколения мусульман, отцы и деды которых непосредственно общались с пророком, и передали им различные истории из его жизни. Это могло привести к забвению традиции пророка. Второй причиной распоряжения халифа было распространение в его время определенного количества сомнительных и сфабрикованных повествований о жизни пророка. Таким образом, халиф Омар II отправил послание наместнику Медины Абу Бакру ибн Мухаммаду ибн Хазму, в котором поручил ему собрать и записать в одном сборнике все хадисы, которые были известны Амре бинт Абд ар-Рахману аль-Ансари и Касиму ибн Мухаммаду ибн Абу Бакру (ум. в 107 г. х.). Они оба были учениками жены пророка Мухаммада Аиши и были известны как самые лучшие знатоки хадисов. Наместник Медины выполнил приказ халифа, однако этот сборник сам Омар II ибн Абд аль-Азиз так и не увидел, так как погиб не задолго до этого. Халиф Омар II послал также аналогичные письма и наместникам других провинций. Первым откликнулся на распоряжение халифа известный знаток хадисов Хиджаза и Сирии Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб аз-Зухри аль-Мадани (ум. в 124 г. х.). Составленный им сборник был представлен халифу незадолго до его смерти. После этого хадисы стали записываться и другими знатоками хадисов и правоведами. Однако чаще всего они делали это в различных правовых сборниках. Автором же первого фундаментального сборника хадисов «аль-Муватта» стал выдающийся мусульманский ученый и правовед Малик ибн Анас (ум. в 179 г. х.). После него были собраны «Муснады» Абу Давуда ат-Таялиси (ум. в 204 г. х.) и Ахмада ибн Ханбаля (ум. в 241 г. х.). Затем Мухаммад аль-Бухари и Муслим составили свой свод достоверных хадисов «Сахих», где применили строгую методологию их отбора. Признанными сборниками хадисов стали и сборники Тирмизи, Абу Давуда, Ибн Маджа и Насаи. В последующие века были написаны комментарии к указанным выше сборникам хадисов. Несмотря на записи некоторых хадисов, которые были известны еще с периода жизни пророка Мухаммада, тем не менее, традиция передачи хадисов первоначально осуществлялась в основном устным путем. Основными хранителями хадисов являлись жители Мекки, а в особенности Медины. В этом городе, который стал второй родиной пророка Мухаммада, на протяжении первых столетий исламской эры были живы воспоминания о нем и различных эпизодах его жизни. Многие сподвижники пророка жили в этом городе и передавали своим потомкам повествования о различных эпизодах его жизни. Образ жизни и мировоззрение мединцев были сформированы на примере пророка, хадисы которого они тщательно хранили и передавали в сохранности из поколения в поколение. В Медину со всех концов мусульманского мира, для ознакомления с хадисами приезжали мусульмане, среди которых были выдающиеся ученые своего времени. Удобным поводом для путешествия был сезон хаджа, после совершения обрядов которого паломники приезжали в Медину для паломничества к мечети пророка. Однако помимо Медины, различные хадисы были известны и в других регионах исламского мира, где стала формироваться традиция, построенная на преданиях того или иного региона. Дело в том, что сподвижники пророка Мухаммада жили в различных городах Халифата и там они рассказывали свои воспоминания местным жителям, которые в свою очередь запоминали их и передавали своим потомкам. Были известны, например «сирийские», «басрийские», «хомсские» хадисы. В связи с установлением и развитием различных хадисных традиций, мусульманские исследователи предпринимали путешествия в различные города для ознакомления с хадисами, известными в том или ином регионе, а также с целью выяснения цепочки передатчиков того или иного хадиса. Эти исследования положили начало возникновению школ хадисоведения. В первом веке хиджры, различные сообщения из жизни пророка собирались и заучивались в основном в устной традиции и уже предпринимались первые попытки их систематизации. Путешествия исследователей с целью сбора хадисов же размывали «региональные» традиции и делали хадисный материал общим достоянием всего исламского мира. В это же время стала развиваться методология отбора и классификации тех или иных хадисов. Эта проблема впервые возникла в связи с тем, что некоторые люди стали в своих корыстных целях сочинять хадисы и приписывать их пророку Мухаммаду. На это обратили внимание самые ранние хадисоведы. Для установления подлинности того или иного хадиса, они выезжали к тому человеку, который распространял тот или иной хадис и подробно расспрашивали его о том, каким образом он дошел до него. Хатиб аль-Багдади описывал в своей книге «аль-Кифая фи ильм ар-Ривая» один такой случай, который произошел в сирийском городе Хомс, куда приехал некий человек по имени Омар ибн Муса, который заявлял, что знает достоверные хадисы. В мечети города с ним встретились знатоки хадисов и выслушали известные ему хадисы. Затем они спросили у Омара о том, откуда он знает о содержании этих хадисов. На это Омар ответил, что о них поведал его учитель Халид ибн Мадан, который был праведным человеком и не мог говорить неправду. Тогда ему задали следующий вопрос о том, когда и где он виделся с Халидом. Омар ответил, что виделся с ним в 108 году в Армении. Тогда один из присутствующих сказал, что он знал Халида и ему точно известно, что он умер в 104 году. Следовательно было доказано, что повествование этого Омара является сфабрикованным.
Классификация хадисов
Наука, которая занимается изучением и классификацией хадисов называется «Ильм уль-хадис». Все хадисы состоят из текста (матн) и из цепочки его передатчиков (иснад), которая оканчивается тем сподвижником пророка, который слышал непосредственно от него тот или иной хадис. Цепочку передатчиков хадиса называют и иснадом. Степень достоверности хадиса зависит от степени достоверности цепочки его рассказчиков (рави) и соответствия текста хадиса кораническим аятам, а также другим достоверным хадисам.
Пример иснада и матна: «Абдулла ибн Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада ибн Джубайра ибн Мут'има, что его отец сказал: "Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал суру "Гора"».
Все сообщения (или хадисы), которые передавались посредством различных иснадов и дошли до мухаддисов (знатоков хадисов) многими путями передатчиков называются хадисами-мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир). Большинство же из известных сегодня хадисов было передано лишь одним-двумя передатчиками и называются хадисами-ахад (См. Хабар аль-Ахад).
По степени достоверности, все хадисы подразделяются на сахих (достоверный), хасан (хороший) и заиф (слабый). Данная классификация относится не к словам и поступкам пророка Мухаммада, а только к доказательности того, что текст того или иного хадиса действительно восходит к нему.
Достоверные (сахих) хадисы
Достоверным хадисом называется сообщение, которое восходит к сподвижнику, а от него к самому пророку Мухаммаду посредством непрерывной цепочки правдивых, беспристрастных передатчиков (повествователей). В таких хадисах не существует никаких сомнительных моментов или отклонений (шазз) и недостатков (илля).
Для того, чтобы хадис считался достоверным, необходимы следующие необходимые условия:
1. Передатчики хадисов должны быть добросовестными людьми (адиль), отличающимися своей праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что они были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи. Если в цепи передатчиков (иснаде) есть нечестивец, то такой хадис достоверным не является;
2. Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рассматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рассказывали его одинаково. Это условие называется забтом;
3. Необходимо точно выяснить, что все передатчики хадисов были современниками и действительно встречались друг с другом, вследствие чего стала возможной передача сообщения. То есть, цепь передатчиков хадиса иснад должна быть непрерывной;
4. Хадис, переданный заслуживающим доверие передатчиком, не должен иметь отклонения в смыслах или противоречить другим хадисам, переданным другими заслуживающими доверие передатчиками.
5. В тексте и смыслах хадиса не должно быть никаких, даже незначительных явных или скрытых недостатков (илля), которые могут привести к сомнениям в достоверности сообщения.
Таким образом, те хадисы, которые отвечают условиям всех этих пяти пунктов, являются достоверными и нет никаких причин сомневаться в том, что они действительно восходят к пророку Мухаммаду . Достоверные (сахих) хадисы являются полноценными и окончательными аргументами и доказательствами при решении различных вероучительных и правовых вопросов в Исламе. Сборники достоверных хадисов «Сахих» Бухари и Муслима признаны всеми мусульманами-суннитами.
Хорошие (хасан) хадисы
Хорошими (хасан), называют такие хадисы, которые переданы непрерывной цепочкой праведных и богобоязненных передатчиков. Они не имеют никаких явных отклонений (шазз) или недостатков (илля). В этом качестве они приближены к категории достоверных хадисов (сахих). Однако в них имеются некоторые погрешности в специфических особенностях передатчиков. В частности, в хороших хадисах (хасан) имеются погрешности во втором необходимом условии для достоверных хадисов - забте (см. выше). В связи с этой погрешностью, хадисы-хасан не входят в категорию достоверных (сахих). Считается, что они занимают промежуточное положение между достоверными (сахих) и слабыми (заиф) хадисами. Термин «хасан» для хадисов впервые ввел Тирмизи. До него эти хадисы являлись одной из форм слабых (заиф) хадисов.
Хадисы-хасан используются в исламском праве для решения различных вопросов. Однако вынесение суждения их основе не является таким категоричным и окончательным доказательством, как в случае с достоверными (сахих) хадисами. Много хороших (хасан) хадисов приводится в «Джами» Тирмизи и «Сунанах» Абу Давуда и Даракутни.
Слабые (заиф) хадисы
Слабыми называются хадисы, в которых не выполняется какое-либо одно или несколько условий, предъявляемых к достоверным и хорошим хадисам. Этим самым, вероятность восхождения такого хадиса к пророку Мухаммаду ставится под сомнение.
Относительно возможности доказательства какого-то правового действия слабым (заиф) хадисом, мусульманские улемы имели различные мнения. Многие из них категорически выступали против этого. По их мнению, слабые хадисы, в силу их сомнительности, не могут доказывать верность каких-либо правовых, и, тем более, вероучительных проблем. Однако другие известные улемы, как например, Ахмад ибн Ханбаль или Абу Давуд, считали, что вынесение правового предписания на основании слабого хадиса лучше, чем решение проблемы методом аналогии (См. Кыяс). Некоторые улемы считают доказательством данные слабого хадиса, при условии, что:
- Слабость хадиса не должна быть слишком явной;
- Слабый хадис должен быть в русле положений Корана и Сунны и при необходимости, в качестве исключения, лишь в какой-то мере может дополнять предписанные там положения религии;
- Мусульманин, совершающий то или иное деяние по слабому хадису, не должен иметь убежденность в обязательности этого поступка. Он совершает его только по причине предосторожности.
Кроме того, ссылка на слабые хадисы по вопросам основ исламской религии и права считается недопустимой.
Много слабых хадисов содержат такие сборники хадисов, как «Китаб аль-Иляль» Даракутни, «Китаб ад-Дуафа» Ибн Хиббана, «Китаб мизан аль-итидаль» Аз-Захаби, «Китаб аль-Марасил» Абу Давуда.
Слабые хадисы разделяются на многочисленные категории, некоторыми из которых являются следующие:
- Гариб - хадисы, которые были переданы не сподвижниками пророка Мухаммада, а другими лицами-одиночками.
- Мудаль (утомленный) - хадис, в цепочке передатчиков которого пропущены имена двух или более передатчиков.
- Муаллак (подвешенный) - сообщение, начало цепочки передатчиков которого отсутствует;
- Маджхуль (неизвестный) - сообщения, в которых один из передатчиков неизвестен авторитетным знатокам хадисов;
- Маклуб - хадисы, в текстах или цепочках передатчиков (рави) которых имеют место разночтения;
- Макту (разорванный) - сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него;
- Мудаллас - хадисы, в передаче которых отсутствует упоминание первого передатчика (рави).
- Мудтариб (запутанный) - сообщение, передатчики которого делают различные утверждения, которые могут затрагивать как иснад, так и текст хадиса. Мухаддисы не имеют достаточно оснований для того, чтобы отдать предпочтение одному из мнений;
- Мункати (оборванный) - сообщение, в иснаде которого есть отсутствующее звено либо безымянный передатчик;
- Мурсаль (отпущенный) - сообщение, переданное каким-либо табиуном, но в передаче которого не упоминается непосредственно имени сподвижника, от которого он услышал этот хадис.
- Шазз - единственный в своем роде. Так называются предания, переданные каким-либо достаточно приемлемым передатчиком, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков (См. Шазз).
Наука о хадисах разделяется на несколько разделов, некоторыми из которых являются следующие:
1. Риваят аль-Хадис, который исследует проблемы, связанные с собранием и передачей текстов различных сообщений сунны (хадисов);
2. Дираят аль-Хадис, в котором исследуются проблемы, связанные с достоверностью этих сообщений, цепочкой их передатчиков (иснадом);
3. Джарх и Тадил, в которых изучаются личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки. В специальных книгах все передатчики хадисов (рави) перечисляются в алфавитном порядке. О них и об их жизни дается специальная информация, в том числе и о том, от кого и когда они слышали хадисы и кому их передавали;
4. Риджалу’ль-Хадис, в котором исследуются биографии и уровни передатчиков хадисов;
5. Илялю’ль-Хадис, в котором изучаются внешне невидимые, скрытые причины, которые не дают возможности относить тот или иной хадис в разряд достоверных;
6. Гарибу’ль-Хадис, в котором изучаются некоторые слова, которые редко употреблялись в арабском языке, либо были привнесены в этот язык позднее;
7. Мухталифу’ль-Хадис, который изучает различные хадисы, в которых присутствуют некоторые кажущиеся внешние противоречия и устраняет их.
8. Насх и Мансух, в котором изучается отмена правового действия одного хадиса другим.
Сборники хадисов
Все сборники хадисов по степени достоверности и надежности разделяются на категории.
В первую категорию входят сборники, в которых содержатся не вызывающие никаких сомнений общеизвестные (мутаватир), достоверные (сахих), известные (машхур) и хорошие (хасан) хадисы. К этой категории суннитская традиция относит сборники хадисов Бухари и Муслима «Сахих» и «Муватту» Малика ибн Анаса.
Вторую категорию составляют книги, по степени достоверности хадисов уступающие сборникам первой категории, но, тем не менее, достойные внимания в связи с тем, что и там авторы применили в отборе сообщений свои методы. Ко второй категории относятся сборники «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Давуда и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля. Данные этих двух категорий книг используются в суннитском Исламе в качестве доказательств вероучительного и правового характера.
К третьей категории относят сборники, в которых наряду с достоверными (сахих) хадисами имеются и слабые (заиф). В эту категорию входят сборники Байхаки, Табарани, Абд ар-Раззака и Тахави. Этими сборниками пользуются только специалисты.
К четвертой категории относятся сборники, которые появились после эпохи великих мухаддисов. Там содержатся различные повествования, которые не отвечают требованиям науки о хадисах. На основании данных этих сборников нельзя выдавать правовое предписание, а тем более на основании их данных не может формироваться мировоззрение мусульман.
В умеренном шиизме методы и терминология науки о хадисах во многом сходны с суннитскими, хотя там имеются и некоторые отличительные особенности (См. Иснаашариты).
Некоторые термины, которые используются в науке о хадисах:
Адалят - соответствие передатчиков хадисов нормам и принципам справедливости. Это одно из необходимых требований, предъявляемых к передатчику какого-либо хадиса, на основе которого определяется степень его достоверности.
Ан’ана - установление круга лиц, от которых исходит то или иное сообщение относительно религии. В определенном смысле это традиция.
Идрадж - прибавление одной вещи к другой. В науке о хадисах - прибавление к хадису, рассказанному каким-либо человеком своих слов, которых нет в оригинале. Обнаружить идрадж можно только в случае, если имеется тот же хадис в передаче других людей.
Иснад - цепочка рассказчиков хадиса, их ряд и поименное упоминание.
Масанид - муснады (См. ниже). Общее название сборников хадисов Ахмада ибн Ханбаля, Абу Йалы, Абдуллы Дарими и Ахмада Беззара.
Муватта - так называется известный в мусульманском мире сборник хадисов имама Малика ибн Анаса. Этот сборник считается первым сборником хадисов.
Муснад - хадисы, которые относятся к пророку Мухаммаду, переданные конкретными названными по имени сподвижниками, которые их слышали.
Муттафа-кун алейхи - хадисы, которые одновременно вошли, как в сборник хадисов Бухари, так и Муслима.
Муфтара - вымышленные, сфальсифицированные хадисы, которые были сочинены лицемерами и отступниками, внешне представляющимися мусульманами.
Рави - человек, повествующий или передающий какое-то известие (См. Рави).
Ривая - предание, повествование. Это слово в основном применяется в отношении лица, который передал то или иное сообщение.
Сахихейн - два "Сахиха". Сборники достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима, которые считаются самыми авторитетными в суннитском Исламе.
Сунан - сборники четырех выдающихся мухаддисов Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа.
Тасниф - собрание хадисов пророка Мухаммада с дальнейшим разделением их на соответствующие тематики и издание в виде книг. Впервые эта работа была проведена по приказу омейядского халифа Омара II ибн Абд аль-Азиза.
Тахридж - нахождение и описание истоков хадисов, цепи их передатчиков, подробностей их передачи, степени достоверности и т.д.
Фард - индивидуум, единственный. Этим термином обозначают хадис, который в цепи передатчиков "рави" восходит к одному из табиунов. Такие хадисы также называют "гариб".
Хабар - Известие о какой-либо вещи; сообщения, сохраненные в устной традиции. Это слово упоминается в кораническом аяте 49: 6. Во множественном числе «ахбар». В науке о хадисах «хабар» - это какое-либо сообщение, восходящее к пророку Мухаммаду, его сподвижникам и табиунам. Но в большинстве случаев хабаром называют сообщение, переданное сподвижниками и табиунами. А непосредственные слова пророка в этих сообщениях называют хадисом. (См. Хабар аль-Хадис и Хабар аль-Мутаватир).
Шарх - комментарий, объяснение, которое дается к различным аятам Корана и хадисам пророка Мухаммада.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Синонимы:
    сказание


Просмотров: 2880
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Ислам. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Абан ибн Саид ибн аль-Ас
  • Аббас ибн Абд аль-Муталлиб
  • Абдулла ибн Абд аль-Муталлиб
  • Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас
  • Абдулла ибн Убай ибн Салул
  • Абу аль-Хасан аль-Ашари
  • Абу Суфьян ибн Харб
  • Абу Убайда ибн аль-Джаррах
  • Али ибн Абу Талиб
  • Амр ибн аль-Ас
  • Аркам ибн Абу аль-Аркам
  • Джафар ибн Абу Талиб
  • ИБН АЛЬ-АРАБИ
  • Ибн аль-Джаузи
  • Ибн аль-Каййим аль-Джаузия
  • ИБН АЛЬ-МУКАФФА АБДАЛЛАХ
  • ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер
  • Ибн Хаджар аль-Аскалани
  • Ибн Хазм аль-Андалуси
  • ИБН-ХАЛЬДУН Абдаррахман Абу Зейд
  • Маварди Абу аль-Хасан
  • Нуман ибн Мукаррин аль-Музани
  • Саад ибн Абу Ваккас
  • Саид ибн аль-Мусаййаб
  • Хадис аль-Кудси
  • Халид Ибн Аль-Валид
  • Хамза ибн Абд аль-Муталлиб
  • Что значит быть летучей мышью?
  • Шейбани Мухаммад ибн Хасан



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь