Мамлюки


Мамлюки I. рабы, люди являющиеся чьей-то собственностью. Эти люди стоят ниже других по своему социальному и экономическому статусу. Синонимами слова «мамлюк» являются абд, кинн, ракаба, васив, мульк аль-йаумин. Рабынь называют мамлюка, васифа, джария, ама. На фарси рабов называют словами «гулям» и «бенде». История рабства уходит корнями в глубокую древность. В различных обществах древнего мира рабы были абсолютно бесправными людьми, не защищенными никакими правовыми актами. Рабство воспринималось как естественное состояние многих людей и об их свободе не могло быть речи. В некоторых обществах свободу могли обрести только те рабы, которым были причинены какие-то физические увечья. Об этом есть упоминание в Ветхом Завете (21: 26). Рабство было распространено и в доисламской Аравии, хотя его истоки неизвестны. Там рабами в основном были чернокожие африканцы, хотя среди них были и люди из других регионов. Аравийское рабство, по сути, почти не отличалось от римского или греческого. Рабами становились либо военнопленные, либо же малоимущие люди, которые к тому же продавали своих детей в рабство. К моменту начала Боговдохновенных проповедей пророка Мухаммада рабство было распространено почти во всем мире. Более того, мировоззрение древнего мира, социальные отношения, военная сфера, экономика и другие институты были неразрывно связаны с институтом рабства. Именно поэтому полная и окончательная его отмена была в то время невозможной. Однако, несмотря на это, исламская религия никогда не поощряла рабство и, по мере возможности, всегда стремилась к установлению свободы для всех людей. Исламское право ограничило возможность приобретения новых рабов. Отныне рабами становились только военнопленные, добытые на поле боя. Но и здесь разрешалось по возможности избегать обращения людей в рабство. В частности можно было обменять пленных на своих мусульман, также пребывающих в плену у неприятеля, либо же освободить их после получения за них выкупа. Безвозмездное же освобождение этих людей было невозможным, так как в этом случае ущемлялись права тех мусульманских бойцов, которые, жертвуя своими жизнями на фронтах, захватывали неприятеля в плен. Если попытки получения выкупа или обмена военнопленными по каким-то причинам оказывались невозможными, то проблема пленных должна была решиться двумя путями: либо они должны были быть убиты, либо же их нужно было продать в рабство. Но рабство в большинстве случаев лучше смерти, так как человек продолжает жить и имеет надежду, в дальнейшем, обрести свободу и заново построить свою жизнь. В особенности это касается молодых людей, из которых состояла большая часть военнопленных. По этим причинам Ислам не отменил полностью рабства, сохраняя этим самым жизни и надежды этих людей. Но, вместе с этим, исламская религия не обязывает мусульман продавать военнопленных в рабство, а лишь допускает это. Полная и окончательная отмена рабства в древности была невозможна еще и по той причине, что тогда шли тотальные войны. Множество мусульман попадало в плен и становилось рабами у неприятелей. Для создания паритета необходимы были такие же ответные действия. Несмотря на то, что рабы были собственностью своих хозяев, тем не менее, исламское право рассматривало их в качестве людей и определяло им определенные права. Согласно положениямрелигии, хозяева обязаны были хорошо относиться к своим рабам и быть гуманными с ними (Коран, 4: 36). Кроме этого, освобождение раба являлось Богоугодным делом. В исламском праве часто предписывается освободить раба в качестве откупа за совершенный грех. Рабы имели право на исповедание своей религии. Мусульманами они могли становиться только по своей воле. Их насильственное обращение в Ислам запрещалось. Религиозные обязанности раба, принявшего Ислам, были точно такими же, как у свободных людей. Однако в связи с социальным положением и правовыми ограничениями, они освобождались от выплаты обязательного налога закят и от паломничества в Мекку (хадж). Рабы считались вещью и могли быть проданы и обменяны. Но это запрещалось по отношению к рабыне, у которой родились дети. Рабов также можно было арендовать. Они не имели право иметь свое имущество. Поэтому все заработанное ими отдавалось их хозяину. Но раб мог договориться с хозяином о том, чтобы заработать определенную сумму денег необходимую для того, чтобы получить от него свободу. Рабы и рабыни могли также вступать в брачные отношения между собой, но только с согласия их хозяина. Рожденные от этих браков дети считались свободными людьми и рабами не являлись. Хозяин же имел право жить со своей рабыней без заключения брака. Их дети также были свободны. Наложница, которая рожала от своего хозяина ребенка, называлась «умм аль-валяд». После этого ее нельзя было продавать или кому-либо дарить. После смерти своего хозяина она становилась свободной, хотя не имела право наследовать его имущество. Зато правом наследования обладали ее дети, которые также становились свободным. Если в плен захватывались муж с женой, то в рабстве они также оставались с супругами, и разъединять их запрещалось. Однако если в плен попадала только жена, то ее прежний брак автоматически оказывался расторгнутым.
II. белокожие воины-рабы, которые привлекались для несения военной службы в Египте правящей династией Аййубидов (564/1171-648/1250). Они состояли в основном из тюрок и черкесов. В 648/1250 году лидеры мамлюков-тюрок отстранили Аййубидов и взяли власть в Египте в свои руки. Спустя 10 лет мамлюки под командованием султана Бейбарса сумели разгромить монголо-татар в битве при Айн Джалуте. После этого в 666/1268 году ими были разгромлены крестоносцы, которые пытались вступить в союз с монголо-татарами. Еще через 5 лет они разгромили исмаилитов-низаритов. После этих побед мамлюки не только обеспечили безопасность Египта, но и сумели установить свою власть в Сирии и Палестине. Затем они положили конец существованию в Киликии (юг Малой Азии) армянского царства Рубенидов. Владения Мамлюков распространялись и на часть территории Северной Африки. Мамлюки были ревнителями суннитского Ислама. После разгрома монголо-татарами Багдадского халифата, они снова возродили Аббасидский Халифат, но на этот раз в Египте. Под защитой мамлюков находились и святые места мусульман в Мекке и Медине. Конец правлению мамлюков положили в 921/1516 году турки-османы во главе с султаном Салимом I, который сумел разгромить их в сражении при Марж Дабике возле Алеппо, и присоединить их владения к своим. Но, несмотря на это, мамлюки, в качестве влятельного сословия, сохранили свое влияние в Египте вплоть до 1226/1811 года, когда египетский султан Мухаммад Али распорядился истребить их. Правление мамлюков осуществлялось двумя династиями - Бахри (648/1250-791/1390) и Бурджи (791/1390-921/1516). Бахри были в основном тюрками, а Бурджи - черкесами. Мамлюкское государство по своей сути было военным. В период своего могущества в государстве и государственных структурах поддерживалась строжайшая дисциплина и порядок. Все ветви власти были иерархически подчинены одна другой. А во главе этой иерархии стоял султан. Только благодаря такой организации им удалось одержать блестящую победу над таким ранее непобедимым врагом, как монголо-татары, а затем распространить свою власть на значительных территориях мусульманского мира. При мамлюках наблюдался подъем культурной жизни в созданном ими государстве.
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Просмотров: 640
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Ислам. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Вначале было солнце
  • Вначале было яйцо
  • Где это было?
  • Дети как свидетели
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Животные, воспитываемые как дети (animals raised as humans)
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • кем были древние бритты?
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • поведение инвертированных людей
  • после этого значит по причине этого
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • РАБСТВО
  • РАБСТВО
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Следовать за кем-либо
  • сознания школа только
  • Состояние после сотрясения головного мозга
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Типология Людей С Нарушениями Слуха
  • типология людей с нарушениями слуха
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь