ХАОСМОС


ХАОСМОС

ХАОСМОС
понятие постмодернистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос — космос (см. КОСМОС, ХАОС), НИ В системе отсчета оппозиции смысл — нонсенс, но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) — при отсутствии наличного порядка (семантики). Термин ‘X.’ был введен Д.Джойсом (‘Поминки по Финнегану’) как продукт контаминации понятий хаоса, космоса и осмоса. В классическом постмодернизме понятие ‘X.’ тесно связано с концептами ‘нонсенса’ и ‘нестабильности’. Согласно рефлексивной оценке классиков постмодернизма, сам феномен постмодерна ‘порожден атмосферой нестабильности’: культура эпохи постмодерна ориентирована на осмысление именно нестабильности как таковой, — или, по Лиотару, ‘поиск нестабильностей’. Феномен ‘нестабильности’ осмысливается постмодернистской рефлексией над основаниями современной культуры в качестве фундаментального предмета интереса постмодерна: собственно, по формулировке Лиотара, ‘постмодернистское знание... совершенствует... нашу способность существовать в несоразмерности’ (ср. с современным синергетическим видением мира, которое рефлексивно обозначается Пригожиным как ‘Философия нестабильности’). И если синергетика рассматривает в качестве непосредственного предмета своего анализа неравновесные системы, характеризуемые таким течением процессов самоорганизации, при которых принципиально невозможно любое невероятностное прогнозирование будущих состояний системы, то постмодернизм демонстрирует практически изоморфную парадигмальную установку, ориентируясь на исследование принципиально непредсказуемых нелинейных динамик как способа бытия нестабильных хаотизированных систем (например, трактовка Делезом и Гваттари такого феномена, как ‘тело без органов’: последнее интерпретируется как обладающее ‘лишь интенсивной реальностью, определяющей в нем уже не репрезентативные данные, но всевозможные аллотропические вариации’ — см. ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ). Именно исходя их презумпции креативного потенциала нестабильных (неравновесных) сред трактует постмодернизм и проблему источника самоорганизационных процессов: например, в номадологическом проекте постмодернизма (см. НОМАДОЛОГИЯ) таковым источником выступает ‘потенциальная энергия’ системы, которая оценивается в качестве ‘метастабильной’ (Делез, Гваттари). Важно при этом отметить то обстоятельство, что хаос в постмодернистском контексте трактуется, как и в синергетике, в первую очередь, в аспекте своей креативности: отсутствие наличной организации понимается как открытость различным возможностям конфигурирования, — например, лишенный изначального смысла текст предстает как принципиально незамкнутое поле актуализации плюрально множащихся потенциальных семантик (см. ОЗНАЧИВАНИЕ, ПУСТОЙ ЗНАК, ХОРА). — Постмодернистский хаос трактуется в аспекте своей креативности: акцент делается не на отсутствии наличной упорядоченности, но на потенциальной плюральной версифицированной космичности. ‘Метастабильность’ постмодернистски понятой предметности заключается в том, что последняя, строго говоря, не может быть интерпретирована ни в качестве просто хаотичной, ни в качестве космически упорядоченной (если понимать эту упорядоченность как окончательное обретение структуры и смысла). Согласно постмодернистской версии видения реальности, налично данное бытие представляет собой ‘имманентное тождество космоса и хаоса’, ‘некий хаос-космос’, ‘игру смысла и нонсенса’ (Делез). Очевидно, что данная семантическая фигура не только семантически изоморфна базовому постулату синергетики — ‘порядок из хаоса’, — но и выражает зафиксированный синергетикой осцилляционный механизм осуществления процесса самоорганизации (см. СИНЕРГЕТИКА). Подобно тому, как в современном естествознании креативность хаоса связывается с пониманием последнего в качестве достигнутого , постмодерн также признает достижение хаоса’ содержательно необходимым этапом процедур смыслопорождения. В частности, для постмодернизма характерна идея сознательного создания хаотичности, понимание хаоса как достигнутого в результате целенаправленной процедуры по отношению к семантическим средам: от предложенного в свое время А.Жарри в контексте ‘патафизики’ принципа ‘внесения хаоса в порядок’ — до сформулированного Д.В.Фоккема принципа ‘нонселекции’ как преднамеренного создания текстового хаоса. В контексте постмодернистской номадологии понятие ‘X.’ обретает фундаментальный статус: согласно Делезу и Гваттари, в современной картине мира ‘хаосмос-корешок /подчеркнуто мною — М.М./ занял место мира корня’ (т.е. мира линейно выстроенных осей и линейно понятых закономерностей — см. РИЗОМА). В постмодернистском контексте понятие ‘X.’ интерпретируется уже не просто как контаминация ‘хаоса’, ‘космоса’ и ‘осмоса’, — хаос мыслится как чреватый космосом, и возможность этой космизации (упорядочивания) реализуется в актах переходов его из одного осмотического состояния в другое: бытие ризомы как реализующее себя посредством осцилляции между этими состояниями (по формулировке Делеза и Гваттари, ‘меж-бытие, интермеццо’).

История философии. 2008.


Просмотров: 495
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии





Другие новости по теме:

  • “ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • «ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • ГВАТТАРИ
  • Гваттари
  • Гваттари (Guattari) Феликс
  • Закон симметрии ран архаического космоса
  • О СОКРОВЕННОМ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА
  • ПОНЯТИЕ
  • Понятие
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМ
  • Состояние постмодерна
  • ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ
  • ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ
  • ТЕЛО-БЕЗ-ОРГАНОВ
  • Феномен Стабильности Видимого Мира
  • ХАОС
  • ХАОС
  • ХАОС
  • ХАОС
  • Хаос
  • Хаос
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • наука в социальном контексте
  • понятие
  • стабильности видимого мира феномен
  • феномен стабильности видимого мира
  • феномен стабильности мира
  • хаос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь