СКОВОРОДА


СКОВОРОДА

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738—1741, 1744—1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет — преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х — странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что ‘замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси’. Сформулировал открытый им закон ‘элиминации трудности’ — своеобычное ‘лезвие С.’ — ‘нужность не трудна, трудность не нужна’. Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявшиеся в рукописных списках: ‘Басня Эзопова’ (1760), ‘Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни’ (1772), ‘Дружеский разговор о душевном мире’ (1775), ‘Потоп змиин’ (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия ‘Природа’ и ‘Бог’ (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная ‘форма’, законоорганизующая ‘материю’, а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С., ‘истинный человек и Бог есть то же’. Создатель концепции всеобъемлющих ‘трех миров’: ‘макрокосм’ (природа), ‘микрокосм’ (человек) и ‘мир символов’, связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасий — ‘внутренней’ (духовной, невидимой, божественной) и ‘внешней’ (тварной, сотворенной, материальной). (Ср. с архитектоникой мира в романе М.Булгакова ‘Мастер и Маргарита’.) Согласно С., человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания (‘познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека — все сие одно значит’), в обнаружении ‘единого, сердечного’ человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии ‘миру символов’. Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии ‘добродетели и любви’. По С., счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную ‘сродность’, т.е. предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармония, согласно С., достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею ‘неравного всем равенства’: ‘Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный’. На могиле С. помещена его собственная эпитафия: ‘Мир ловил меня, но не поймал’.

История философии. 2008.


Синонимы:
    вок, кеци, латка, паэлья, сковородка, сковородочка, сотейник, тапа, црен, цырен, электросковорода, электросковородка


Просмотров: 698
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • Достойно есть
  • Еда, пища, есть, вкушать
  • Есть, еда
  • Конституция человека
  • МАНИЯ САМОГО СЕБЯ
  • МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • СКОВОРОДА
  • СКОВОРОДА
  • СКОВОРОДА Григорий Саввич
  • Сковорода
  • Сковорода
  • Сковорода Григорий Саввич
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Ум первобытного человека
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • биотип человека
  • конституция человека
  • ориентирование человека
  • тип человека современного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь